Ашрей
В продолжение молитвы говорят: “Ашрей йошвей бейтеха” (“Блаженны, находящиеся в Доме Твоем”) — Теилим. Произнося фразу «Раскрываешь Свою руку и насыщаешь с благоволением всё живое», надо понимать, что имеется в виду то, что Б -г следит за всеми своими созданиями и поддерживает их существование. Затем читают Теилим,
В Шабат, праздники и Рош Ходеш эту главу Теилим не читают. Она также не произносится вечером перед наступлением Йом Кипура (тишрей), всех дней Хануки, в Пурим (и адара, и в те же числа первого и второго месяцев адар, если год високосный), вечером перед наступлением Песаха ( нисана) и числа месяца ав.
В некоторых общинах эту главу Теилим не читают также вечером перед праздником Суккот (-е число месяца тишрей), также вечером перед праздником Шавуот (сивана), и в день, следующий за праздниками Суккот, Песах и Шавуот.
Затем произносят молитву “Придет Избавитель в Цион”. Она составлена из нескольких разных отрывков и включает в себя элементы изучения Торы, Таргум — их арамейский перевод, выдержки из Пророков и формулировки важнейших положений философии иудаизма, а также формулы освящения Б -жественного Имени (“Кдуша Десидра”). Кдуша включена в саму молитву и отличается от той, которая говорится при повторении Шмоне Эсре. Она сопровождается переводом на арамейский язык.
В Гемаре говорится, что очень важно сказать “Кдуша Десидра”, поэтому без особой необходимости нельзя выходить из синагоги, пока не произнесены эти молитвы вместе со всеми.
По той же причине, если молящийся еще не произнес “Ашрей» или Теилим, когда все уже начали “Кдуша Десидра” — он должен сначала сказать вместе со всеми “Кдуша Десидра”, а затем вернуться к пропущенному.
Завершение молитвы
Затем читают “Песнь дня”. Это хвалебная песнь из Теилим, которую произносили левиты в соответствующий день недели в Храме во время принесения жертвы, называемой “тамид”.
В каждый праздник также читается особая песнь из Теилим, как будет рассказано далее в законах праздников.
Некоторые говорят перед “Песней дня” добавочные главы из Теилим, содержащиеся в сидуре.
Затем следуют отрывки “Нет святости, подобной святости Г -спода” и “Питум а-кторет”, как приведено в сидуре. “Питум а-кторет” надо произносить не спеша, не по памяти, чтобы не пропустить какое-либо из перечисляемых благовоний, употребляемых в Храме.
Заключительной частью молитвы является “Алейну лешабеах”, которую составил Йеошуа бин Нун, захватив Йерихо.
В “Алейну лешабеах” мы славим Б -га за то, что он избрал еврейский народ из всех народов, молимся, чтобы все народы как можно скорее признали власть Б -га. Велика сила этой молитвы, и произносить ее нужно, вникая в смысл.
Дойдя до слов “Мы же преклоняем колена”, надо поклониться.
По некоторым обычаям читают ее перед «Песней дня».
«Кадиш»
Когда молятся в миньяне читают вставку, называемую «Кадиш». Это молитва на арамейском языке, в которой прославляют Имя Б -га и молятся о том, чтобы все в мире признали власть Б -га и восславили Его Имя.
Присутствующие должны вслушиваться в слова Кадиша и громко отвечать “Да будет великое Имя Его благословенно вечно, во веки веков!” и «амен”.
Еврейские мудрецы говорят: велика заповедь (мицва) того, кто отвечает «амен”, “Да будет великое Имя Его благословенно…”, нужно полностью сосредоточиться на смысле слов. Разговаривать во время Кадиша строго запрещено. Заповедью также является слушать Кадиш и поспешить в то место, где его читают.
В книгах законоучителей говорится, что стоять во время Кадиша (до того, как ответят «амен”, “Да будет великое Имя Его благословенно…”) надо только в том случае, если молящиеся стояли и до этого момента (например, произносили Алель). В соответствии с этим мнением, во всех остальных случаях нет необходимости стоять, когда читают Кадиш. Так и принято в восточных общинах.
Согласно другому мнению, нужно всегда стоять, когда читают Кадиш, пока не ответят «амен”, “Да будет великое Имя Его благословенно…” (или даже пока не ответят «амен» на “Всемогущий Всевышний… И скажем амен”. Согласно книге «Мишна Брура», надо стараться следовать этому мнению и стоять всякий раз, когда произносится Кадиш.
Существуют разные виды Кадиша в соответствии с разными вставками в молитве.
Эти названия Кадиша даны в соответствии с содержанием заключительной части Кадиша. Все они приведены в сидуре.
«Кадиш ятом»— кадиш сироты — читается сыном или другим человеком для блага души умершего. Правила его чтения см. в «Мишна Брура».
Мудрецы говорят, что сын, читая Кадиш по умершим отцу или матери, помогает им и возвышает их души перед Высшим Судом.
В большую заслугу умершему ставится также восхождение сына к чтению Торы в Субботу и молитва сына в качестве шалиах цибур (посланца общины), особенно в вечернюю молитву на исходе Субботы.
Можно оказать почтение родителям и после их смерти, и увеличить их награду в вечном мире.
В святой книге «Зоар» в конце раздела глава «Бехукотай” сказано, что когда сын идет верной дорогой и делает всё в соответствии с Торой, то тем самым он исполняет заповедь почитания родителей даже после их смерти, и души их возвышаются перед Б -гом благодаря его добрым делам и выполнению заповедей.