В дни, предшествующие празднику Песах, основательно очищают весь дом от хамеца. В определенное место (например, шкафчик) убирают еду, напитки, посуду и всё остальное, в чем содержится или содержался хамец.
Вечером на 14-е нисана, сразу же после появления звезд, каждый еврей начинает проверять свой дом и все свои вещи: не остался ли в них хамец? Эта проверка называется бдикат хамец. Нельзя начинать какую-либо работу, а также еду за полчаса до появления звезд и до окончания проверки. Разрешается есть хлеб размером не больше, чем яйцо, а также фрукты.
Проверка проводится при свете восковой свечи с одним фитилем, нельзя использовать несколько соединенных вместе свечей. Если нет свечи из воска, можно взять любую другую.
Перед началом проверки благословляют:
«Барух Ата А-донай Элоhейну Мелех hаолам ашер кидешану бемицвотав вецивану аль биюр хамец» (Благословен Ты, Г -сподь, наш Б -г, Владыка вселенной, который освятил нас Своими заповедями и дал нам повеление об уничтожении хамеца).
Сразу же после благословения при свете свечи начинают тщательно проверять места, где может оказаться хамец: все помещения в доме, полки шкафов, на шкафах и под ними, карманы одежды (включая и детскую), всю посуду, куда помещали хамец, в погребе и на чердаке, в автомобиле и т.д и т.п. Во всех исследуемых местах надо очень внимательно смотреть, проверять все щели и отверстия.
ельзя разговаривать с момента произнесения брахи и до начала проверки, и желательно до самого ее конца не отвлекаться на посторонние разговоры.
Тот, кто сказал что-то после благословения до начала проверки, должен заново произнести браху. Если же он уже начал бдикат хамец, то браху не повторяют.
Некоторые раскладывают в доме 10-ть кусочков хлеба, чтобы во время проверки их собрать. Предварительно их обертывают, чтобы крошки не рассыпались.
Весь найденный во время проверки хамец собирают в одном определенном месте. Туда же помещают и тот хамец, который намереваются съесть с утра.
Если в чьем-то распоряжении находится контора, магазин, ларек, склад, автомобиль и т.д. и т.п., и есть вероятность, что туда заносили хамец, хозяин обязан проверить все эти места. После благословения можно провести проверку в нескольких домах, в магазине и т.д., причем переход с места на место не считается перерывом и поэтому не надо заново повторять браху.
Тот, кто не находится у себя дома в ночь на 14-е нисана, когда делают бдикат хамец, должен спросить раввина, как поступить.
Тот, кто не проверил дом в ночь на 14-е нисана, должен проверить его при первой возможности: 14-го нисана днем, в течение самого праздника Песах или даже после него — с целью уничтожить тот хамец, который оставался на время Песаха во владении еврея, и потому запрещен для использования. В последнем случае браху не произносят. Тот, кто во время праздника обнаружил у себя в доме хамец, обязан немедленно его сжечь или уничтожить другим способом.
После того, как дом проверен, читают текст, приведенный в сидуре или в начале пасхальной агады, в котором говорится, что мы мысленно отказываемся от хамеца, который может находиться в нашем распоряжении, но не был найден во время проверки, и, таким образом, мы лишаем его всякой важности, как если бы он был пылью. Этот мысленный отказ от хамеца называется битуль хамец. Текст написан на арамейском языке. Тот, кто не понимает его, может сказать по-русски:
«Всякий вид хамеца и всё, что сделано из него, как например, закваска, находящиеся в моем распоряжении, которые я не нашел и не уничтожил, пусть лишатся всякой своей важности и значения и перестанут считаться моими, как будто бы это — пыль земли».
Хамец, который нельзя уничтожить, а также продукты, над которыми во время их производства не было установлено особое наблюдение, и не известно, кошерны ли они на Песах, поручают раввину продать их нееврею.
Еврей уполномочивает раввина передать хамец во владение нееврея. Для этого продающий хамец подписывает специальный документ и выполняет определенный акт купли-продажи. Таким образом, нееврей становится обладателем проданного ему хамеца, согласно закону Торы. Всё, что передано нееврею, следует закрыть в определенном местена всё время праздника. Передачу полномочий раввину можно осуществить и за несколько дней до 14-го нисана, однако в день 14-го нисана, после пятого временного часа, когда хамец уже запрещен для какого-либо использования, продажу нееврею осуществить невозможно.