«И ввел ее Ицхак в шатер Сары, своей матери. И взял он Ривку, и стала она ему женой, и он полюбил ее. И утешение обрел Ицхак после своей матери» (Берешит, 24:67).
На первый взгляд, порядок действий при женитьбе Ицхака на Ривке, описанный в Торе, выглядит крайне странным. Казалось бы, порядок должен быть следующим: Ицхак полюбил Ривку, после этого взял ее в жены, а после свадьбы привел в шатер. Почему же Тора перечисляет действия Ицхака в такой странной последовательности?
Чтобы получить ответ, обратимся к комментарию рава Шимшона Рафаэля Гирша к этому стиху (Берешит, 24:67). Рав Гирш пишет, что этот стих показывает нам огромное различие между знакомством и женитьбой, как их видит Тора, и знакомством и женитьбой, принятыми в светском мире. В светском мире, пишет рав Гирш (так это, по крайней мере, было в его время), брак обычно начинается со «слепой» любви – молодые люди влюбляются друг в друга, у них возникает пламенное чувство. Молодой человек делает предложение, и пара решает пожениться. Им кажется, что они будут самыми счастливыми супругами в мире. Но не проходит много времени, как молодожены начинают ощущать разочарование. Оно растет изо дня в день. И по мере роста разочарования угасает любовь, пока семейные отношения не превратятся во что-то привычное и «пресное» (непривлекательное). А пламенного чувства не остается и в помине.
В противоположность этому еврейский брак основывается не на страсти и влечении, а на мудрости. Молодые люди задумываются, прежде всего, насколько они подходят друг другу для семейной жизни, советуются об этом с родителями и мудрыми людьми. И только после того, как поймут, что подходят друг другу, они решают создать семейный очаг. Чем больше усилий прилагают супруги к строительству семьи, тем больше растет их любовь. Ведь истинная любовь – это способность ощутить себя единым целым с другим человеком. Поэтому настоящая любовь между супругами возможна только при совместном строительстве семьи. И чем дольше они женаты, чем больше времени занимаются этим строительством, тем сильнее их любовь друг к другу.
Именно таким был порядок в отношениях между Ицхаком и Ривкой. Вначале Ицхак желал проверить, насколько Ривка праведна и насколько подходит для того, чтобы стать его женой. Для этого он, прежде всего, привел Ривку в шатер своей матери, праведницы Сары, чтобы проверить, праведна ли она в той же мере, что и его мать. Так переводит этот стих Ункелос: «И привел ее Ицхак в шатер, и увидел, что ее дела праведны, как дела Сары, матери его, и (только после этого) взял Ривку в жены». Это же следует и из комментария Раши: «Он ввел ее в шатер, и стала она подобной Саре, матери его… Ведь пока Сара жила, свеча горела (в шатре) от одного субботнего вечера до другого, и благословение было на тесте, и облако стояло над шатром. Когда же она умерла, все это пропало, а с приходом Ривки появилось вновь».
После того как Ицхак понял, что Ривка праведна, он женился на ней. И только после этого Ицхак полюбил ее по-настоящему, и огонь их любви постоянно увеличивался в течение всей их жизни.