в , , ,

Почему мы должны уважать родителей?

image_pdfСохранить в PDFimage_printПечатная версия

Заповедь почитания родителей — пятая из Десяти Заповедей, написанных на Скрижалях Завета. Во время Синайского откровения евреи получили закон: «Чти отца своего и мать свою, дабы продлились дни твои на земле, которую Бог, Всесильный твой, дает тебе».1

Само появление среди законов подобной заповеди можно было бы рассматривать как нечто предельно рациональное и логичное, поскольку кажется абсолютно правильным признавать, как много нам дали родители, и относиться к ним как к тем, кто посвятил нам жизнь.

Однако в конечном итоге мы уважаем родителей не исходя из логических умозаключений, а именно потому что Всевышний повелевает нам это делать. Из этого следует важный урок: даже если нам кажется, что в нашей ситуации родители, не дай Бог, уважения не заслуживают, мы все равно должны проявлять его, исполняя повеление Творца.2

Тем не менее, мудрецы обсуждают несколько причин, по которым Всевышний дал заповедь почитать родителей:

  1. Родители — партнеры Бога в создании ребенка; поэтому проявление уважения к ним — это в определенной мере и проявление уважения к Богу, нашему высшему Создателю.3
  2. Уважая своих родителей, вы выражаете благодарность тем, кто привел вашу душу в этот мир.4 Точно так же, как стоит быть благодарными тому, кто делает вам одолжение, нужно осознавать и роль своих родителей, без которых вы не просто не стали бы теми, кем являетесь сейчас, но и вообще не появились бы на свет.5

Другие отмечают, что неотъемлемой частью соблюдения этой заповеди является уважение к наследию родителей и их знаниям, и выразить это можно благодаря доверию их мнению. Это связано с тем, что именно благодаря передачи информации от родителей к детям из поколения в поколение сохраняется понимание сути вещей и жизни.6 Концепция нашего нынешнего бытия не сформировалась в вакууме, будучи отдельной от миров наших родителей, их родителей и так далее; напротив, мы все — одна непрерывная цепь знаний в существовании мира.7

Два типа заповедей

Интересно было бы обратить внимание на принципиальную разницу между первыми двумя причинами появления заповеди уважения родителей, упомянутыми выше.

Все заповеди в целом, и в частности Десять, записанные на Скрижалях, можно разделить на две категории.:

  1. Заповеди между человеком и Богом;
  2. Заповеди между человеком и человеком.

Когда дело доходит до заповедей, касающихся разногласий между человеком и Богом, то когда мы искренне раскаиваемся, возвращаемся к Всевышнему и решаем делать только то, что правильно, Он нас прощает. Однако, когда дело доходит до нарушения заповеди, касающейся другого человека, сами по себе раскаяние и молитва не помогут — нам нужно, помимо этого, обратиться непосредственно к тому, кого мы обидели, с просьбой о прощении.8

Согласно первому объяснению, приведенному выше, почитание родителей относится к категории заповедей между человеком и Богом.9 Подразумевается, что в данном случае при несоответствующем поведении по отношению к родителям нам достаточно просто раскаяться и таким образом мы уже будем прощены.

Однако большинство комментаторов все же включают заповедь уважения родителей в категорию заповедей между человеком и человеком;10 поэтому, если вы согрешите, нарушив ее, вам придется попросить прощения не только у Всевышнего, но и у родителей.11

Сноски

  1. Шмот, 20:12.
  2. Если у кого-то, не дай Бог, существуют серьезные проблемы с родителями (например, в случаях жестокого обращения с детьми), необходимо для обсуждения тонкостей соблюдения этой заповеди связаться с компетентным раввином.
  3. См. Нахманид, Рамбан, в Шмот, там же. См. подробно Ликутей Сихот, т. 36, стр. 95.
  4. См. Иерусалимский Талмуд, Пеа, 4а., гл. 1:1.
  5. Сефер а-Хинух (опубликована анонимно в 13 веке, гл. 33.
  6. Дон Ицхак бен Йеуда Абарбанель (1437-1508), комментарий на Шмот, там же.
  7. Сефер а-Хинух, там же.
  8. Мишна, Юма, 8:9; Кодекс еврейского закона, Шулхан Арух, Орах Хаим, 606:1.
  9. Как объясняет Нахманид там же, Десять заповедей можно разделить на две части. Первые пять, записанные на первой Скрижали, относятся к сфере взаимодействия между человеком и Богом, а вторые пять, записанные на второй Скрижали, уже к отношениям между человеком и человеком. Это разделение ставит заповедь уважажения родителей в один ряд с законами между человеком и Богом.
  10. См. также Маймонид, Пируш а-Мишнайот на Пеа, там же.
  11. См. Энциклопедия Талмудит, т. 26, стр. 374.

Жалоба

Проголосуйте:

1 балл
За Против

Добавить комментарий

Тверия

Папа римский, позволивший издать Талмуд