Как известно, в законы Пурима, возникшие спонтанно, как народный обычай в память о чудесном спасении, Мордехай и его Сангедрин внесли одно существенное добавление: подарки бедным. Понятно, что это полезная вещь, но все же — почему это привязали именно к Пуриму? Какая связь между подарками бедным и спасением еврейского народа от тотального истребления?
Интересная идея на этот счет содержится в комментарии «Мегилат старим».
Когда Аман предлагает Ахашверошу уничтожить евреев Персидской империи, он говорит: «Есть один народ, рассеянный и разобщенный среди народов… и царю не имеет смысла их держать» (Свиток Эстер, 3:8). А когда евреи получили позволение защищаться, о них сказано: «Объединились евреи в своих городах, …и ни один человек не устоял перед ними» (9:2). Когда евреи живут каждый сам по себе, даже при том, что они соблюдают «личные» заповеди, они не являются «царством священников», не несут миру свет истинного знания, то есть, не выполняют своего предназначения. В этой ситуации «Царю не имеет смысла их держать» (Мидраш утверждает, что везде, где в Мегилат Эстер слово «царь» употребляется отдельно, без имени «Ахашверош», имеется в виду Всевышний). Но когда евреи объединяются ради общей цели — уничтожить своих врагов, перед ними не может устоять никто, ведь Всевышний теперь воюет на их стороне.
Подарки бедным — наиболее объективный символ национального единства. В праздник все должны радоваться, и для человека естественно послать подарок своим близким и друзьям. А как же те, у кого нет друзей и близких? У кого нет средств даже на скромную праздничную трапезу? Сказали мудрецы того поколения: каждый еврей, и мужчина, и женщина, должен послать денежный подарок двум беднякам. В этот день все евреи должны ощущать себя членами одной дружной и заботливой семьи. И может быть, настанет время, когда это ощущение не исчезнет после праздника…