Согласно Галахе, еврейскому закону, существует несколько основных требований к покрытию сукки (которое называется схах):

  1. Оно должно быть изготовлено из материала, выращенного из земли;
  2. К моменту покрытия сукки оно должно быть отделено от земли;
  3. А так же оно не должно быть подвержено ритуальной нечистоте (проще говоря, это покрытие должно представлять собой необработанный материал, не представляющий из себя какое-либо изделие).1

Что же это за материал?

Талмуд2 выводит эти требования из стиха Торы, описывающего особенности отмечания праздников Шалош Регалим: «Праздник Суккот совершай семь дней, когда уберешь с гумна твоего и из винодельни твоей».3 Такое примечание, как объясняют мудрецы, указывает на то, что этот праздник следует отмечать с использованием материалов, которые обычно оставляют на гумне или на винодельне, то есть, например, соломы, стеблей растений или тростника.

А поскольку определяющим элементом сукки является ее покрытие, схах, то получается, что в приведенном выше стихе по сути говорится, что именно он должен быть изготовлен из натуральных необработанных материалов, которые произросли из земли и не могут быть подвержены ритуальной нечистоте.

Но в чем заключается глубинное значение этой заповеди?

Дождь из благословений

В течение месяца Элул и следующего за ним Тишрея мы постоянно работаем над улучшением себя и возвращением к Всевышнему. Будучи заключительным в череде осенних праздников, Суккот знаменует завершение этой работы и придает нам уверенность в том, что наступивший год будет сопровождаться нашей близостью к Богу. Это одна из причин, почему именно Суккот в Торе трижды упомянут как время, когда еврейскому народу следует радоваться.4

Хасидские мудрецы объясняют, что помимо символизирования Облаков Славы, которые чудесным образом окружали евреев в течение всего их сорокалетнего странствия по пустыне, покрытие сукки намекает и на кульминацию нашего процесса очищения в течение месяца Элул и осенних праздников. О чем тут идет речь?

Апогеем молитвенных служб Йом Кипура было то, что Первосвященник входил в Святую Святых и воскуривал там жертвоприношение кторет (благовония). В результате этого действия образовывалось густое облако, олицетворяющее Божественную Славу и кульминацию нашего самосовершенствования.

Рабби Дов Бер, второй Любавический Ребе, учит, что свидетельство прямой связи между облаком, восходящим от храмового воскурения, и процессом нашего очищения себя может быть найдена в одном из стихов, описывающих сотворение мира: «Но пар поднимался с земли и орошал всю поверхность земли».5 Поднимающийся с земли пар представлял собой возвышение и очищение наших земных действий — подобно пару наши праведные деяния поднимались ввысь, достигали небес и образовывали «облака», из которых «дождь» (Божественные благословения) снова спускался на землю («орошал ее»).6

Истинная любовь — в простоте

Что особенно интересно, Талмуд соотносит этот же стих с покрытием сукки (и тем, что схах олицетворяет Облака Славы), и развивает эту мысль до того, что выводит из него некоторые относящиеся к схаху законы.7

Еврейские мистики объясняют, что в то время как служба Первосвященника в Йом Кипур представляла собой кульминацию нашего очищения, сукка и, в частности, ее покрытие, соответствовали Облакам Славы и облаку, поднимающемуся от воскурений, символизируя то, как Бог отвечает нам взаимностью и одаривает Своими благословениями и любовью.8

Поэтому, когда Всевышний дает нам указание строить сукку, Он говорит, что покрытие не должно быть сделано из дорогих материалов, таких как золото или серебро, или даже из каких-либо съедобных предметов. Но, скорее, мы должны смастерить его из тростника или чего-то подобного, что обычно принято считать «отходами производства». Бог словно объясняет: «Даже если вам кажется, что вы не обладаете некими духовными преимуществами, подобными золоту или серебру, и недостаточно передо Мной трепещете, знайте, что даже используя такие простые материалы, как оставшийся после хозяйственных работ тростник, вы все равно заслуживаете Мои любовь и благословения.9

Первозданная чистота

В другом месте рабби Дов Бер объясняет, что покрытие сукки символизирует всеобъемлющее Божественное Откровение, которое представляет собой абсолютную чистоту и напоминает о высочайшем состоянии этого мира, каким оно было до греха Адама и Хавы и к которому мы вернемся с наступлением эпохи Машиаха. И как минимум по этой причине крайне необходимо, чтобы схах был изготовлен из материала, который произрастает из земли и не может быть подвержен ритуальной нечистоте — ведь именно так ассоциация с первозданной чистотой будет максимально точной.10

Так пусть же в скором времени мы удостоимся прихода дня, когда, как предрекал пророк Зехарья,11 все народы мира поднимутся и придут в Святой Храм, чтобы отпраздновать праздник Суккот!


Сноски

  1. Шулхан Арух ха-Рав, Орах Хаим, 629:1.
  2. Талмуд, Сукка, 12а.
  3. Дварим, 16:13.
  4. Ваикра, 23:40 — “И радуйтесь пред Богом, Всесильным вашим, семь дней”; Дварим, 16:14 — “И радуйся в праздник твой, ты, и сын твой, и дочь твоя, и раб твой, и рабыня твоя, и левит, и пришелец, и сирота, и вдова, которые во вратах твоих”; Дварим, 16:15 — “Семь дней празднуй Богу… и будешь ты только радоваться”.
  5. Берешит, 2:6.
  6. Атерет Рош, Шаар Йом Кипур, стр. 36а.
  7. Талмуд, Сукка, 11б.
  8. См. Сефер ха-Сихот 5708, первый день Суккот, стр. 169. Когда рабби Шнеур Залман из Ляд впервые прибыл в Межирич, чтобы учиться там под руководством своего учителя, рабби Дов Бера, это был первый услышанный им урок. Магид процитировал это учение от имени своего учителя, рабби Исраэля Бааль Шем Това.
  9. Торат Менахем, т. 32, стр. 71-75.
  10. Маарей Адмор ха-Эмцаи, Ханохот 5557, Леавин Шореш иньян Сукка ве-Лулав, стр. 358.
  11. Зехарья, 14:16.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here