Кем была Мирьям?

Мирьям, старшая сестра Моше и Аарона, великая праведница. Она одна из трех человек, о которых Тора говорит, что они были пророками.

Пророк Миха упоминает Мирьям наравне с Моше и Аароном еще и как посланницу Творца.

Их отец был Амрам, мать – Йохевед, дед — Кеат, прадед – Леви, а прапрадед — праотец Яаков.

Значение имени Мирьям

Корень имени «Мирьям» — «мар» (горький). Девочка родилась в то время, когда египтяне притесняли евреев непосильными налогами. Ее имя означает «египтяне сделали нашу жизнь горькой».

Дополнительные имена

Были у Мирьям и другие имена, например, Азува, Хела, Наара, Эфрат. С раннего возраста она была весьма болезненной — отсюда имя Хела, что в переводе с иврита значит «больная». Из-за этого никто не хотел жениться на ней – с этим связано имя Азува, то есть «оставленная». Только Калев не испугался болезненности и женился на ней. Позже Мирьям поправилась и выглядела совсем молодой — отсюда ее имя Наара, «молодая девушка».

Повитухи

В Торе рассказывается, как фараон призвал двух повитух, имя одной Шифра, а другой Пуа, и приказал, чтобы, когда они будут принимать роды у евреек, если будет рождаться мальчик, умертвляли его. Но повитухи боялись Всевышнего и не исполняли повеление фараона, оставляя мальчиков в живых.

Традиция говорит, что на самом деле здесь речь идет о Йохевед и Мирьям. Йохевед звали Шифрой, потому что она украшала (мешаперет) детей, а Мирьям звали Пуа, потому что она знала, как успокоить новорожденного, издавая воркующие звуки. За свою праведность и стойкость они удостоились великой награды Всевышнего: Мирьям вышла замуж за Калева из колена Йеуды (как известно, Йеуда стал родоначальником царской династии), а Йохевед стала матерью Аарона и Моше — прародительницей коэнов и левитов.

Как было сказано выше, у Мирьям с детства был пророческий дар. Еще ребенком она предсказала, что ее мать родит спасителя евреев.

Когда фараон приказал топить всех еврейских мальчиков, у Амрама было двое детей, Мирьям и Аарон. Узнав, что все новорожденные мальчики обречены на уничтожение, Амрам рассудил, зачем рожать детей и потом смотреть, как их убивают? И он объявил о разводе с женой, а другие евреи последовали примеру своего лидера.

Однако маленькая Мирьям упрекнула отца: «Ты хуже фараона! Его закон относится только к мальчикам, а ты препятствуешь рождению и мальчиков, и девочек. Фараон может лишить детей тела, но их души будут жить в грядущем мире. Ты же вообще не даешь еврейским душам прийти в этот мир. Я уверена, указ фараона будет вскоре отменен, а твой пример лишит наш народ будущего!»

Амрам признал справедливость ее доводов. Он воссоединился с Йохевед — была поставлена хупа, и Аарон с Мирьям танцевали перед ней. Евреи опять последовали примеру Амрама и вернулись к своим женам. А Йохевед забеременела и родила Моше.

Пророчество

Когда Моше родился, сияние озарило дом. Он родился обрезанным, и это был знак, что он станет праведником.

Амрам поцеловал Мирьям. «Ты была права, когда предсказала, что твоя мать родит спасителя сынов Израиля», — сказал он ей.

В течение трех месяцев семье удавалось скрывать новорожденного, но в какой-то момент это стало уже невозможно. Тогда Йохевед взяла небольшую корзину, обмазала ее изнутри известью, а снаружи смолой, чтобы сделать водонепроницаемой. Мальчика уложили в эту корзину и пустили ее по поверхности Нила. Амрам с горечью спросил Мирьям: «Где же твое пророчество, дочь моя?!»

Но Мирьям не теряла надежды. Она встала поодаль, наблюдая за корзиной с братом. В это время вышла к реке дочь фараона Батья. Моше заплакал. Услышав его плач, она вытащила корзину из воды. Оказавшаяся поблизости Мирьям предложила ей привести еврейскую кормилицу: малыш не хотел пить молоко кормилицы-египтянки. Получив согласие, Мирьям быстро привела мать. Так Йохевед выкормила своего ребенка.

Колодец Мирьям

Всё время, пока евреи ходили по пустыне, за ними чудесным образом следовал колодец. Наши мудрецы говорят, это был дар Всевышнего в заслугу Мирьям. Когда она умерла, колодец исчез.

Злословие на Моше

Тора рассказывает, как однажды в разговоре с Аароном Мирьям, сочувствуя жене Моше, от которой брат отдалился, служа Всевышнему, сказала о нем: «Разве только с Моше говорил Бог? Ведь и с нами Он тоже говорил!» Она имела в виду, что ни она сама, ни Аарон из-за этого не отдалялись от своих супругов. Но Бог счел эти ее слова злословием и наказал проказой. Прокаженный не имел права оставаться в пределах стана, и на протяжении семи дней Мирьям жила за пределами лагеря. Все это время евреи не трогались в путь.

Тора обязывает нас постоянно помнить о наказании, которому подверглась Мирьям за грех злословия против Моше. Эта память убережет нас от греха злословия.

Муж Мирьям и их потомство

Как уже говорилось, мужем Мирьям был Калев. Их сын — праведный Хур, а правнук Бецалель, строитель Мишкана.

Смерть Мирьям

Душу Мирьям, как Моше и Аарона, когда пришел срок, принял обратно Сам Бог. Наша традиция образно называет такую смерть «поцелуем Всевышнего», и это говорит о великой святости таких душ.