в ,

Рабби Исраэль из Шклова — ближайший ученик Виленского Гаона

Пеат ашульхан
image_pdfСохранить в PDFimage_printПечатная версия

Рабби Исраэль бар Шмуэль Ашкенази из Шклова (ок. 5530-5599 /ок. 1770 –1839/ гг.) – ученик Виленского Гаона; один из руководителей ашкеназской общины Земли Израиля.

Был магидом (общественным проповедником) в белорусском городе Шклове.

Ученик Виленского Гаона

В 5557 /1797/ году, в возрасте двадцати семи лет, р. Исраэль пришел к Виленскому Гаону и стал его ближайшим учеником в последний период его жизни.

Р. Исраэль вспоминал: «Всевышний удостоил меня постоянно видеть лицо царя в его повседневной жизни – последние полгода, до того, как он был призван в Небесную Ешиву. И я удостоился служить ему, как раб царю, последние двадцать дней перед его кончиной: много раз я читал ему и учился вместе с ним, и не отступал от него ни на шаг – до тех пор, пока он не был забран от нас» (Предисловие к книге Биур Агра).

После смерти Гаона

После смерти Виленского Гаона, последовавшей в месяце тишрей 5558 /1797/ года, р. Исраэль возвратился в Шклов, где в течение десяти последующих лет продолжал свою деятельность в качестве общественного проповедника и преподавателя Торы.

Обработка рукописей

В эти годы он по просьбе сыновей Гаона обрабатывал его рукописи, подготавливая к печати примечания Гаона к алахическому кодексу Шульхан арух. Эти краткие заметки были сделаны Гаоном, в основном, на полях самого кодекса, для себя. Они включали не только редакционную правку и библиографические указания, но и многочисленные законодательные решения – по многим вопросам Гаон полемизировал с величайшими из мудрецов прошлых веков: Рифом, Рамбамом и даже с р. Йосефом Каро, составителем Шульхан аруха.

При подготовке примечаний к печати было необходимо, тщательно изучив источники, расшифровать многие сокращения и дополнить пропущенные слова, а порою и части фраз. В 5563 /1803/ году р. Исраэль издал в шкловской типографии примечания Гаона к разделу Орах хаим (Образ жизни), а в 5566 /1806/ году – к разделу Йорэ деа (Наставляющий знанию).

Виленский Гаон — известный рисунок

В большинстве современных изданий кодекса Шульхан арух эти примечания, озаглавленные Биур Агра (Разъяснения Гаона р. Элияу), печатаются рядом с основным текстом – они тщательно изучаются в ешивах и широко используются раввинами для установления законодательных норм.

На Святой Земле

В 5569 /1809/ году р. Исраэль осуществил свою давнюю мечту: вместе со своей семьей и группой последователей Гаона он отправился на Святую Землю.

Еще Виленский Гаон в последние годы своей жизни советовал ученикам оставить Европу. Он предупреждал р. Исраэля, что «на мир надвигается великий духовный смерч, и возникнут особые проблемы с воспитанием сыновей и дочерей – и уцелеть удастся, быть может, лишь на Земле Израиля» (р. Дов Элиах, Агаон с. 472).

Прибыв на Святую Землю в самом начале 5570 /1810/ года, они поселились в Цфате, где уже существовала община «литваков», основанная р. Менахемом-Мендлом из Шклова, старшим другом р. Исраэля.

В Цфате р. Исраэлю удалось создать ешиву, в которой углубленно изучались Талмуд и кодекс Шульхан арух – вместе с недавно изданными примечаниями Виленского Гаона.

Р. Исраэль поддерживал дружеские отношения и с последователями р. Шнеура-Залмана из Ляд (Алтер Ребе), живущими в Цфате, – он даже принял некоторых из их в свою ешиву (Сарей амеа 6:7).

Возвращение в Европу

Спустя всего лишь несколько месяцев р. Исраэль был вынужден вернуться в Европу с целью сбора средств для цфатской общины.

«Мне было очень тяжело покидать нашу Святую Землю, к которой я уже привязался и которую полюбил больше всего на свете, – вспоминал впоследствии р. Исраэль, – но я видел, что приехавшие сюда лишены всякого пропитания. И тогда я поднялся и в конце зимы 5570 года, после Пурима, отправился в Акко, а оттуда в Стамбул. Вследствие войны русских с турками, которая велась в те дни, морские ворота России были закрыты, и мне пришлось добираться сушей, через бескрайние степи и высокие горы. …На пути долгих скитаний милосердный Б-г избавил меня от многих бед и опасностей – и, в конце концов, привел к дому нашего наставника р. Хаима из Воложина» (Толдот хохмей Йерушалаим ч. 4).

Памятная монета «Иудаизм. Воложинская иешива», выпущенная Литовским монетным двором в 2010 году

Посетив целый ряд общин Белоруссии, Литвы и Польши, р. Исраэль при помощи р. Хаима из Воложина организовал постоянный фонд для поддержки поселенцев в Земле Израиля.

В 5572 /1812/ году, воспользовавшись своим пребыванием в литовском крае, р. Исраэль издал в минской типографии свой комментарий на один из наиболее сложных трактатов Иерусалимского Талмуда – Шекалим. В основу этого комментария он положил рукописные заметки Виленского Гаона, находившиеся в его распоряжении.

В своем комментарии р. Исраэль помогал читателю разобраться в «тайнописи» Гаона. В предисловии к этой книге он отмечал, что заметки Гаона «были написаны очень и очень кратко, …поскольку он их делал исключительно для себя».

Переезд в Иерусалим

В 5573 /1813/ году р. Исраэль возвратился в Цфат в самый разгар губительной эпидемии, скосившей около трети еврейского населения города.

Взяв с собой семью, р. Исраэль бежал от эпидемии в Йерушалаим, но уже в пути умерла его жена, а по прибытии в Йерушалаим, – семнадцатилетний сын. Чуть позднее мор скосил восемнадцатилетнюю дочь и ее мужа, оставивших после себя маленького ребенка. Последними жертвами эпидемии стали два его младших сына и дочь. На попечении р. Исраэля остались лишь единственная уцелевшая дочь и внук-младенец. Однако, не прошло много времени, как, заразившись от кого-то из умерших, р. Исраэль тоже тяжело заболел. И тогда, обращаясь с молитвой ко Всевышнему, он дал обет: если он излечится, то напишет книгу, посвященную заповедям, выполнение которых возможно лишь на Земле Израиля. Вскоре после выздоровления р. Исраэль получил известие о том, что его родители, остававшиеся в Цфате, погибли во время происшедшего там землетрясения (Предисловие к книге Пеат ашульхан; Гдолей адорот).

Снова в Цфате

После завершения эпидемии р. Исраэль возвратился в Цфат и спустя некоторое время вторично женился.

В 5576 /1816/ году он был избран главою цфатской общины – после того, как ее прежний руководитель, р. Менахем-Мендл из Шклова, окончательно переселился в Йерушалаим.

Каждое утро, после молитвы, р. Исраэль давал урок по очередному листу Талмуда и по недельной главе Торы с комментарием Раши – так, чтобы его ученики смогли за год завершить изучение Пятикнижия, а за семь лет – изучение всего Талмуда (Корот аэйтим).

В поисках потерянных колен

В месяце хешване 5591 /1830/ году, стремясь приблизить приход Машиаха, р. Исраэль направил специального посланца на поиск «десяти потерянных колен» народа Израиля.

Когда сведения о том, что «потерянные колена» скрываются в пустынях Йемена, дошли до р. Исраэля, он попытался сразу же установить с ними связь – ведь, согласно предсказанию мидраша, «в будущем евреи из колен Йеуды и Биньмина отправятся к десяти коленам, чтобы привести их в Землю Израиля и удостоиться вместе с ними эпохи Машиаха» (Ялкут Шимони, Шир аширим 1). Р. Исраэль направил в Йемен своего представителя, р. Баруха из Пинска, снабдив его письмом к правителю разыскиваемых колен. В этом послании излагалась история евреев, начиная с той поры, когда колено Йеуды и часть колена Биньямина разлучились с остальными коленами, и до времени Виленского Гаона. В заключение письма р. Исраэль выражал надежду, что приезд учеников Гаона на Землю Израиля станет первой волной всеобщего возвращения.

Три года спустя он получил письмо, в котором его посланец сообщал о первых контактах, установленных с представителями «потерянных колен», однако вскоре после этого, в месяце шват 5594 /1834/ года, р. Барух из Пинска был убит по приказу арабского правителя Йемена, и его миссия осталась незавершенной (Везэ шаар ашамаим с. 229-230).

Спасение общины от опасности

Р. Исраэль не раз выручал свою общину от нависшей опасности.

Летом 5594 /1834/ года арабы и друзы Земли Израиля восстали против египетского паши, отвоевавшего страну у турок. Восставшие осадили крупные города, где были еврейские общины, – Йерушалаим, Хеврон и Цфат. Восьмого сивана они овладели Цфатом, однако, следуя приказу р. Исраэля, евреи успели уйти из города и укрылись в соседней горной деревне Эйн-Зейтим. Повстанцы разграбили еврейский квартал, в числе прочего они разгромили еврейскую типографию и рассыпали набор новой книги р. Исраэля, над которой он напряженно работал в течение последних двадцати лет – книги Пеат ашульхан (Край стола), которую он дал обет написать, находясь на пороге смерти в дни эпидемии.

Несмотря на заставы, установленные повстанцами на дорогах, р. Исраэлю удалось переправить письма с просьбой о помощи в Бейрут, где располагались консульства европейских государств, – ведь евреи Цфата были выходцами из российской империи и поэтому по-прежнему находились под ее патронажем. Под дипломатическим нажимом эмир Ливана направил свои войска на помощь цфатскому гарнизону, и осада с города была снята (Сарей амеа 6:8; Везэ шаар ашамаим с. 207-208).

Книга Пеат ашульнах видит свет

Пеат ашульхан

В 5596 /1836/ году книга Пеат ашульхан наконец вышла в свет. В ней р. Исраэль изложил концепцию Виленского Гаона по поводу особых заповедей Земли Израиля – в первую очередь, связанных с сельскохозяйственным трудом и землепользованием.

«Многочисленными страданиями я приобрел почетное право прожить на этой земле вот уже двадцать семь лет, – писал он в предисловии к этой книге. – …С того дня, как я поселился здесь, в святом наделе Всевышнего, я пережил страх и мор, войны и голод. …Но, полагаясь на Б-га, я всегда обретал спасение и поддержку, и всеми своими силами я служил народу Святой Земли, направляя, с Б-жьей помощью, свою святую общину».

Новое землетрясение в Цфате

Древний Цфат

В 5597 /1837/ году, когда Цфат был разрушен новым землетрясением, сам р. Исраэль находился в Йерушалаиме – однако большая часть его семьи погибла.

Тысячи евреев были погребены под обломками своих домов. Большинство уцелевших в этой катастрофе переселилось в Йерушалаим.

Р. Исраэль также остался в Йерушалаиме и возглавил ашкеназскую общину святого города. Он построил новый дом молитвы, вокруг которого объединились выходцы из Цфата. Эта синагога была названа Суккат шалом (Куща мира).

Явное чудо

Предание свидетельствует, что в Йерушалаиме р. Исраэль удостоился открытого чуда. В год засухи запасы хлеба закончились и община находилась на пороге голодной смерти. В довершение всех бед община не получила денежной поддержки, ожидаемой из Европы. Перед праздником Песах р. Исраэль созвал старейшин общины, чтобы обсудить положение, – ведь евреи даже не могли испечь мацу для выполнения заповеди. После этого собрания ему сказали, что его ожидают несколько арабских купцов. Арабы сообщили, что им удалось купить большую партию зерна, и они готовы перепродать весь товар. Р. Исраэль объяснил им, что сейчас не располагает деньгами, но, к его удивлению, купцы заявили, что готовы положиться на честное слово раввина. Не попросив даже аванса, они передали р. Исраэлю зерно и сказали, что вернутся за деньгами позднее. Община была спасена от гибели – а «арабские купцы», которых так ждал получивший деньги из Европы р. Исраэль, никогда уже не вернулись (Маасей авотейну, Микец).

Смерть

Р. Исраэль из Шклова умер девятого сивана 5599 /1839/ года, находясь на лечении на водах Тверии. Похоронен в Тверии.

Report

Проголосуйте:

Колдовство с точки зрения иудаизма

Запрещено ли не еврею колдовство?