Вопросы и ответы про аннулирование долгов в седьмой, “субботний” год, и как мы в наши дни поступаем в такой ситуации

 

Я понимаю, что каждые семь лет наступает субботний год, в ходе которого израильские фермеры делают перерыв в обработке своих полей, а все долги аннулируются. Как работает эта схема с долгами? Что произойдет, если кто-то должен мне деньги? Неужели я действительно обязан спокойно отнестись, если мне не возвратят долги? Кроме того, я слышал, что есть нечто, называемое прузбуль, что каким-то образом обходит этот закон. Можете рассказать об этом подробнее?

Хороший вопрос. Начнем с самого начала. Мы читаем в книге Дварим:

И вот, в чем заключается шмита: пусть каждый заимодавец простит долг ближнему своему и не притесняет ближнего своего и брата своего, когда объявлена шмита от Бога.(1)

Это говорит нам о том, что один из аспектов соблюдения шмиты (еврейский термин для субботнего года) — это прощение всех займов. Любые долги, которые не были возвращены до завершения последнего дня года шмиты, аннулируются. Даже если заемщик хочет погасить свой долг, кредитор не может принять его. Исключение состоит только в том случае,  если кредитор напомнит заемщику о том, что долг был аннулирован, а заемщик все еще будет настаивать на возврате средств, предлагая рассмотреть это как «подарок». (Действительно, такое поведение считается для заемщика весьма похвальным.)

В то же время Тора запрещает нам воздерживаться от того, чтобы давать деньги в долг, опасаясь, что шмита оставит нас без средств, и повелевает нам одолжить с легким сердцем, несмотря на то, что долг и правда может быть не возвращен.

 

По словам Торы:

Остерегайся, чтобы не было в сердце твоем злого умысла: мол, приближается седьмой год, год отпущения, и захочется тебе сделать зло нищему брату твоему, и не дашь ему; он же воззовет о тебе к Богу, и будет на тебе грех. Дай же ему, и да не будет досадно тебе, когда дашь ему, ибо за это благословит тебя Бог, Всесильный твой, во всех делах твоих и во всяком начинании твоем.(2)

 

 

Так что же делают современные кредитор и заемщик? Как кто-то обязан одолжить деньги, зная, что задолженность будет аннулирована всего через несколько лет?

Эта проблема существует уже более 2000 лет. В первом столетии до новой эры великий Гилель ха-Закен заметил, что люди избегают одалживать деньги с приближением года шмиты. Это создавало две проблемы: 1) богатые люди нарушали запрет Торы удерживаться от кредитов из-за страха перед шмитой; 2) бедные люди, которые отчаянно нуждались в займах, не имели возможности их получать. И тогда он придумал новое решение.

Гилель обратил внимание, что Тора говорит нам об аннулировании в год шмиты только частных долгов(3): “Пусть… не притесняет ближнего своего и брата своего.”

Однако если человек одалживает деньги суду (т.е. общине), шмита не влияет на этот долг. Основываясь на этом правиле, он создал прузбуль: механизм, посредством которого все невыплаченные долги передаются в бейт-дин (религиозный суд).(4) С помощью прузбуля вы делаете свои частные долги общественными и, следовательно, подлежащими погашению.(5)

Разве это не является всего лишь лазейкой, разработанной, чтобы обойти закон, данный Богом?

Талмуд(6) объясняет, что в наши дни закон Торы об аннулировании долгов больше не действует так, как раньше.(7) Таким образом, поскольку шмита, которую мы соблюдаем сегодня, является раввинским предписанием, а не заповедью Торы, поэтому Гилель имел все основания и полномочия обойти этот закон из-за насущной необходимости.

Когда я должен заняться прузбулем?

Хотя долги не аннулируются до самого конца седьмого года, есть те, кто утверждает, что кредитор не может требовать возврата средств уже с первого дня года шмиты (хотя до конца года он может принять его без высказывания возражений, если заемщик сам хочет погасить его самостоятельно). По этой причине многие имеют обыкновение совершать прузбуль перед Рош Ашана года шмиты и таким образом имеют возможность собирать долги в течение всего года. После совершения процедуры прузбуля любые новые займы потребуют дополнительной процедуры.

Остальные же занимаются прузбулем лишь в конце седьмого года, как раз перед тем, как займы по закону будут аннулированы. Чтобы точно не ошибиться и все сделать правильно, многие евреи, в том числе и Хабад, делают прузбуль дважды, один раз перед началом года шмиты, и еще раз перед тем, как он закончится.

Что мне необходимо сделать?

Вот текст прузбуля:

Я передаю вам [в бейт-дин] все долги, которые у меня есть, чтобы я мог вернуть их себе в любое время.

Существует два способа официально оформить прузбуль:

a) Самый простой и удобный способ — посетить утреннюю службу в удобной вам синагоге за день до Рош Ашана. Напишите себе текст прузбуля на компьютере и распечатайте. После утренней молитвы в синагоге состоится церемония  Атарат Недарим (освобождение от обетов), в ходе которой каждый член общины, стоя перед бейт-дином, состоящим из трех (или, в некоторых общинах, десяти) человек, произносит заявление об отмене обетов. Сразу же после окончания Атарат Недарим все читают текст прузбуля, таким образом, устно при свидетелях передавая все долги специально уполномоченному суду.

б) Если это не вариант, вы можете передать свои долги в бейт-дин в письменной форме онлайн. Для этого существует несколько сайтов.

 

Что делать, если я никому не одалживал?

Из-за уникальности мицвы прузбуля некоторые мудрецы Торы побуждали всех прилагать усилия, чтобы ее выполнить. Фактически, он предлагал, чтобы даже тот, у кого нет никаких долгов и, следовательно, нет необходимости в прузбуле, должен символически давать небольшую сумму денег другому еврею, чтобы иметь возможность соблюсти эту редкую и несложную заповедь.

 

Сноски:

  1. Дварим 15:2.
  2. Дварим 15:9–10.
  3. Важно отметить, что не все финансовые обязательства считаются кредитами и подлежат отмене в год шмиты. В случае сомнений обратитесь к алахическому авторитету.  См. также сноску 5.
  4. По техническим причинам заемщик должен иметь в своем распоряжении некую недвижимость для вступления закона в силу. Ему достаточно арендуемой квартиры, общежития или даже места для сна в доме его родителей. В случае, если заемщик не имеет какой-либо недвижимости в своем распоряжении, кредитор может «одолжить» ему крошечный участок земли на момент заключения сделки. Следует проконсультироваться с раввином о том, как это должно быть организовано алахически приемлемым образом.
  5. Согласно строгой букве закона, в настоящее время можно требовать возврата долгов без использования прузбуля. В чем причина? «Когда стало принято собирать с заемщиков долги после шмиты даже без прузбуля, и заемщики знали об этом обычае, стало понятно, что, похоже, кредиторы заранее оговаривали, что их кредит никогда не будут аннулированы седьмым годом. В таком случае заемщик брал на себя долговое обязательство со знанием того, что Тора не требует от него платить, и это является действующим условием». Тем не менее «любой человек, боящийся Господа, должен следовать установлению и производить процедуру прузбуля «(Шульхан Арух Арав, Законы о займах, 35). Нужно также учитывать, что прузбуль — это уникальная и редкая мицва, и ее очень просто соблюдать!
  6. Трактат Гитин, 36a.
  7. Примерно на протяжении последних 2500 лет сельскохозяйственные правила шмиты не действовали в соответствии с законом Торы, а раввины вывели из тонкостей описания законов шмиты, что все они (законы) неразрывно связаны друг с другом. Таким образом по Торе аннулирование долгов в седьмой год действует только тогда, когда соблюдаются все правила шмиты, в том числе и сельскохозяйственные.