Йеошуа cтал законным преемником Моше Рабейну, потому что он приходил в бейт мидраш раньше времени и уходил позже, и готовил скамейки, и накрывал столы. В чем смысл этих действий?
Рав Иеонасан Гефен
Два важных урока от рава Эльяшива
В конце главы Пинхас есть рассказ о просьбе Моше Рабейну к Богу, чтобы Он выбрал ему достойного преемника, который смог бы возглавить еврейский народ при завоевании Эрец Исраэль. И Всевышний ответил ему, что подходящий кандидат его верный ученик Йеошуа. Хазаль уточняет детали диалога между Богом и Моше. Он рассказывает, что Моше предложил в качестве преемников двух своих сыновей, однако Всевышний отказал, ссылаясь на то, что «твои сыновья сидели и не занимались Торой», тогда как Йеошуа был полноправным преемником, потому что «он приходит в бейт мидраш раньше времени и уходит с опозданием, и подготовит скамейки, и накроет столы».
С пониманием этого мидраша есть две трудности. Во-первых, если бы сыновья Моше недостаточно занимались Торой, как бы Моше Рабейну вообще пришла в голову идея, что они смогут возглавить еврейский народ и руководить им [1]?
Во-вторых, казалось бы, в таком случае Бог сравнивает сыновей Моше с Йеошуа именно в степени познаний в Торе. Однако, когда Он хвалит Йеошуа, то подчеркивает, что тот занимается бейт мидрашом, а ведь это, на первый взгляд, не имеет ничего общего с изучением Торы. Какова же тогда была истинная причина сравнения сыновей Моше с Йеошуа?
Рав Йосеф Шалом Эльяшив Шлита объясняет, что сыновья Моше были большими мудрецами Торы и действительно имели достаточные знания и силы, чтобы возглавить еврейский народ. Поэтому Моше считал, что они вполне подходят ему на смену. Однако Всевышний ответил, что этого недостаточно; когда Он сказал, что они «сидели и не занимались Торой», Он имел в виду, что они сидели и учились для себя и не разделяли Тору с другими. В отличие от них, не привлекающих к изучению и разбору Торы других людей, Йеошуа создал бейт мидраш, занимался им и тем самым позволил другим тоже изучать Тору — это и есть его главное достоинство.
Из объяснения Рава Эльяшива можно извлечь ряд важных уроков, но, похоже, все-таки есть и одна конкретная трудность. Казалось бы, что занятие Торой подразумевает только изучение Торы для себя, где же содержится намек на то, что необходимо еще делать ее доступной для других?
Важность изучения Торы
Чтобы ответить, необходимо понимать основное определение заповеди изучения Торы. Рамбам пишет, что есть два источника, из которых мы учим о необходимости этой заповеди, и в каждом из них сказано, что необходимо научить Торе своих детей. Из этого Рамбам делает вывод, что каждый человек должен изучать Тору ради того, чтобы иметь возможность передать ее своим детям. Получается, что заповедь изучения Торы относится не только к самообучению, но и к обучению других. Более того, Рамбам приводит мнение Хазаля, что слово «дети» в самой заповеди также относится к ученикам и что фундаментальная часть мицвы – это научить других, даже если они не являются твоими собственными детьми [2]. Таким образом, вполне понятны слова рава Эльяшива о том, что «заниматься Торой» — это не просто самому ее изучать, но и помогать другим.
Другой источник идеи о том, что изучение Торы по своей сути предполагает обучение других людей, есть в Гемаре в разделе Авода Зара. Гемара говорит, что всемирная история делится на три периода по две тысячи лет каждый: первый называется «две тысячи лет ничего», второй известен как «две тысячи лет Торы». В комментариях объясняется, что период называется «ничего» из-за отсутствия Торы в мире все это время, потому что до тех лет никто не распространял ее широко. Гемара поясняет, что «годы Торы» начались с того времени, когда Авраам начал распространять знания о Торе повсеместно, что упоминается как «души, которые Авраам и Сара приобрели в Харане». Однако в действительности сложно сказать, что «годы Торы» начались только с Авраама.
Существует много маамаров Хазаля, в которых четко говорится, что были великие люди, которые жили и до Авраама и изучали Тору, но при этом все равно их годы жизни приходятся на “период ничего”. Кроме того, сам Авраам Авину изучал Тору задолго до того, как начал учить других, но эпоха Торы началась только с «душ, которые они приобрели в Харане». Откуда такая необычная логика?
Рав Зев Лефф Шлита объясняет, что Авраам Авину сделал нечто большее, чем его знаменитые предшественники — он действительно широко распространял Тору. Эра Торы начинается только тогда, когда Тора преподается одним человеком другому и изучается [3].
Маарша дает комментарий, который развивает эту тему дальше, показывая, что, помимо обычного «обучения» Торы, даже понятие «изучение Торы» неразрывно связано с обучением Торе других. Гемара представляет значение слов «изучение Торы» с помощью различных цитат из Танаха, которые упоминают слово «ламаль» — «изучение». Маарша пишет, что буквы слова «ламаль» («ламед», «аин», «мем», «ламед») в таком сочетании дают акроним «лильмод аль манат лэламед» — «научитесь преподавать».
Почему преподавание Торы является такой фундаментальной идеей в еврейской мысли?
Мы рассмотрели множество источников, которые показывают, что изучение Торы и обучение Торе относятся к одной категории. Но нам по-прежнему необходимо объяснить, почему преподавание Торы является такой фундаментальной идеей в еврейской мысли.
Бен Иш Хай, благословенна его память, дает нам более глубокое понимание этого. Он приводит нас к Гемаре, к трактату Санедрин (99a), цитирующий пасук, в котором сказано, что человек, который служит другим богам, «хулит Всевышнего». Затем Гемара описывает другие типы поведения, заслуживающие той же обвинительной оценки. Удивительно, но Гемара добавляет, что среди таких людей, достойных сильного порицания, есть и «тот, кто учится и не учит».
Бен Иш Хай задается вопросом, почему Гемара так резко говорит о том, кто сам учится, но не учит других. И объясняет, что Тора вечна и ее вечная природа сохраняется в мире за счет передачи ее учения следующему поколению. Однако он пишет, что «человек, который учится, но не хочет обременять себя обучением своего товарища, наносит ущерб вечной природе Торы, потому что Тора, которую он узнает в одиночестве, не может быть переданной следующему поколению. Отсюда понятно, почему Хазаль описывает такого человека в довольно жесткой манере, ведь он нарушает цепочку передачи Торы из поколения в поколение и сводит на нет ее вечную сущность».
Это также помогает нам понять, почему настолько важно, чтобы лидер еврейского народа был именно тем, кто обеспечивает другим возможность изучать Тору — его роль, помимо прочего, состояла в том, чтобы сохранить и продолжить передавать учение и тем самым сохранить вечную природу Торы. Теперь мы поняли, что смысл изучения Торы заключается в заповеди обучения Торе и ее распространения.
Кроме того, при том, что преподавание Торы является прекрасной возможностью для хеседа, другим людям также ясно, что оно содержит в себе и очень важный элемент работы человека над самим собой — преподавание помогает развивать наше собственное понимание вечной природы Торы и играть важнейшую роль в своем народе, передавая учение следующему поколению.
Сноски
[1] Этот вопрос задает Рав Йосеф Шалом Эльяшив, благословенна его память, Диврей Агада, с.319.
[2] Пиркей Авот в самом начале (1:1) говорит нам, что существует обязанность «создать много учеников». Тиферет Исроэль пишет, что недостаточно научить только своих детей, как казалось бы, но надо учить и других евреев.
[3] Можно справедливо заметить, что Авраам не был первым, кто обучал Торе других — еще раньше этим занимался Шем, у него были свои ешивы, где он и Эвер учили других. См. Рамбам, Хилхот Авода Зара, ч.1 Алаха 3, Раавад и Кесеф Миша, Шат Хатам Софер и Хомат Хадат из Хофец Хаима — во всех этих источниках обсуждается данный вопрос