Сверхъестественное разделение вод Красного моря, описанное в Торе, можно читать на двух совершенно разных уровнях
В сентябре 2010 года международные агентства новостей BBC, «Рейтер» и другие сообщили о сенсационном научном открытии. Исследователи из Национального центра атмосферных исследований совместно с университетом штата Колорадо продемонстрировали, как могло произойти разделение вод Красного моря, призвав для решения этой задачи компьютерное моделирование.
При помощи симулятивных моделей они показали, как сильный восточный ветер, дующий непрестанно в течение целой ночи, отогнал воды моря к изгибу древней реки настолько, что та слилась с прибрежной лагуной. Воды устремились в два русла, а «пешеходная дорожка» открылась как раз на изгибе реки, позволяющей людям пройти по грязному илистому дну.
В опубликованном отчёте руководитель проекта сообщил: «Моделирование довольно близко воспроизводит события, описанные в библейской книге Исход (Шмот)».
Итак, свершилось! Вот теперь мы обладаем научным свидетельством, подтверждающим эти события; хотя, по правде говоря, Колин Хамфрис, профессор материаловедения Кембриджского университета и профессор экспериментальной физики Королевского института в Лондоне, поставил этот опыт значительно раньше, описав его в своей книге «Чудеса Исхода».
Что касается меня, то я могу обойтись без симулятивных моделей, ибо я верю в подлинное существование Исхода. Начиная с перехода через Ям Суф, Тора готовит увлекательное путешествие в мир поистине невероятных событий.
А вот и ключевой момент:
«И простер Моше руку свою на море, и отводил Господь море сильным восточным ветром всю ночь, и сделал море сушею; и расступились воды. И пошли сыны Израиля внутри моря по суше: а воды (были) им стеною справа и слева от них» (Шмот 14:21-22).
Этот отрывок можно прочесть двумя разными способами.
Во-первых, произошло то, что мы называем временной приостановкой естественных природных законов, ибо то, что случилось, было явлением сверхъестественным. Воды стояли буквально как стена.
Во-вторых, само чудо заключалось вовсе не в том, что произошла приостановка физических законов природы. Напротив, компьютерное моделирование показывает, что частичное осушение дна Красного моря происходило за счёт дуновения сильного восточного ветра.
Чудо раскрывается в том, где и в каком месте произошло разделение вод моря Ям Суф!
А именно: разделение вод моря произошло в нужном для израильтян месте и в нужное время, дабы они не оказались в ловушке между морем и армией фараона, преследовавшей их.
Существует огромная разница между этими двумя интерпретациями.
Первое толкование заставляет нас удивляться.
Вопреки всем силам и законам природы, которые на какое-то время отступили в сторону и перестали работать естественным образом ради спасения «беглецов». Такая история привлекает воображение ребёнка.
Но естественно-историческое объяснение не открывает перед нами измерения чуда на ином уровне. На этом, потаённом уровне Тора использует некую иронию. Известно, что египетская армия Рамзеса была непобедима: она обладала устрашающей мощью военной техники, высочайшей для того времени, включая наличие конных колесниц. Именно они делали Египетскую армию грозным и непобедимым противником в битве.
То, что происходит около моря, — это уникальный факт достижения справедливости, абсолютно невероятной в обычных условиях. Существует только одно фантастическое обстоятельство, при котором толпа пеших и безоружных людей может «превозмочь» силу высококвалифицированной армии, оснащенной колесницами, а именно, — возможность пройти по грязному морскому дну.
Если воины вдогонку за беглецами и смогли бы пройти, то колесницы непременно увязли бы в грязи. Египетская армия не смогла бы ни продвинуться, ни отступить.
Ветер стих. Вода возвращается в своё привычное место.
Сильные становятся бессильными, а слабым открывается путь к достижению свободы.
У второго повествования есть своя нравственная глубина, на которую первый рассказ не опирается; вторая история резонирует с посланием из книги Теѓилим:
«Не силы коня хочет Он, не к голеням человека благоволит. Благоволит Г-сподь к боящимся Его, к надеющимся на милость Его» (Теѓилим 146:10).
Изысканный и уникальнейший способ, благодаря которому произошло разделение вод Красного моря, описанный в Торе, можно читать на двух совершенно разных уровнях: на одном это — сверхъестественное чудо, а на втором — высоконравственная история об ограниченности технологического прогресса в условиях, когда в дело вступает настоящая сила — вот, что поистине поразительно.
Текст в Торе специально «зашифрован» так, чтобы, по мере нашего взросления, с возрастом, наше понимание углублялось. В дальнейшем нас уже не забавляет механика чудес, но больше интересует то, как побеждает, или то, как терпит поражение наша свобода.
Неплохо знать, как на языке физических законов произошло разделение вод Красного моря — но ничто не заменит глубины рассказа Торы, которая никогда не сводится ни к компьютерной симуляции, ни к другим историческим доказательствам; вместо всего этого, перед нами открывается бездна премудрости, превосходящей разум.
При этом наше понимание этой глубинной премудрости зависит от того, насколько мы чувствительны к многозначным смыслам текста. Как Руах, физический ветер, может разделять воды и обнажать землю под толщей вод, так и руах, душа человека, может приподниматься над завесой материальной истории и приоткрывать нам ее поистине божественный и высший смысл, лежащий под спудом физического человеческого существования, на самом ее дне.