Одним из важных компонентов соблюдения Шабата, несомненно, является получение удовольствия от этого дня.1
Раввины объясняют, что один из способов сделать Шабат действительно приятным — это наслаждаться хорошей едой и питьем.2 Кроме того, многие считают, что неплохо было бы и вздремнуть после дневной трапезы — особенно это представляется уместным в теплое время года, когда Шабаты заканчиваются позже и перед молитвой Минха появляется много свободного времени.
Один интересный комментарий даже гласит, что слово «Шабат» (שבת) является аббревиатурой фразы שינה בשבת תענוג — «сон в Шабат — это наслаждение».3
Шабатний сон настолько важен, что предоставление людям возможности поспать в субботу утром подольше — это одна из причин, по которым утренняя молитва в Шабат обычно начинаются несколько позже, чем в будние дни.4
Причины бодрствовать
Однако есть и другие взгляды на этот вопрос. В Кодексе еврейского закона мы находим следующее мнение.
Если человек привык спать во второй половине дня в течение недели, он не должен пренебрегать этой привычкой и в Шабат, потому что это доставляет ему удовольствие.5
То есть подразумевается, что дневной сон в субботу предназначен только для тех, кто имеет возможность предоставлять себе такой шанс в течение всей недели, а это относительно небольшая (хоть и несомненно счастливая) группа людей.
Вдобавок к этому, немалое число мудрецов предупреждают, что из-за уважения к удивительной святости Шабата не следует тратить его драгоценные минуты на сон. Вместо этого они призывают нас посвятить свое время дополнительному изучению Торы и святых книг и к еще более искренней молитве, чем в будни.6
Иерусалимский Талмуд утверждает, что Шабат и праздники были даны сынам Израиля исключительно для того, чтобы евреи занимались в эти дни изучением Торы.7 В течение недели люди по большей части озабочены своей работой и не имеют возможности превратить изучение Торы в свое основное занятие. Однако в Шаббат они свободны от всех рабочих проблем и могут приняться за учебу как следует.8
Об этом пишет, например, рабби Шнеур Залман из Ляд в своем труде Шулхан Арух а-Рав.9
Рабочие и бизнесмены, чье основное занятие в течение недели не является изучением Торы, не должны в Шабат излишне баловать себя прелестями еды и питья. Вместо этого им достаточно лишь небольшой степени подобной радости, потому что они должны активно заниматься изучением Торы. А настоящие ученые Торы, которые в основном заняты святыми текстами в течение целой недели, могут позволить себе получать немного больше удовольствие от еды и питья, потому что своей учебой они наслаждаются в течение будней.
Тем не менее, даже настоящие знатоки Торы должны в Шабат заниматься ее изучением. Им не подобает проводить весь день в удовольствиях от еды, питья и сна, потому что сказано: «День седьмой, суббота, — Богу, Всесильному твоему».10
80 лет против одного сна
А вот из того, что упоминается в еврейских мистических источниках, может показаться, что, наоборот, есть весомая причина, чтобы специально вздремнуть днем в Шабат.
В учениях Аризаля (рабби Ицхак Лурия, 1534–1572 гг., основатель Цфатской школы каббалы) можно найти немало упоминаний о том, что, хотя действительно следует избегать сна во второй половине дня в течение недели, полуденный сон в субботу, напротив, доставляет удовольствие как телу, так и душе.11
Рассказывается, что Аризаль, в привычке которого было спать в Шабат между двумя и тремя часами дня, однажды сказал своему ученику рабби Аврааму а-Леви, что даже если он будет говорить 60 или 80 лет подряд сутки напролет, ему этого времени окажется недостаточно, чтобы рассказать обо всех секреты Торы, которые он постигал во время своего часового послеобеденного субботнего сна.12
Однако, хотя все мы, конечно, можем стремиться тоже получить проблеск этого удивительного опыта, нам все же не следует тратить свое время на обычный сон.13
В заключение
Что ж, сон в Шабат, безусловно, считается настоящим удовольствием, но в отличие от еды и питья, он не является обязательным требованием к проведению этого дня. И даже, напротив, мы должны грамотно расставить свои приоритеты и убедиться, что за счет сна мы не откладываем возможность развить те уникальные духовные возможности, которые предоставляет нам святой Шабат.
В заключение позвольте мне процитировать следующее пожелание, которое упоминается в дополнительной шабатней вставке благословения после еды: «Пусть Он, Милосердный, даст нам в наследие Мир, который весь является субботой и отдыхом, для жизни вечной!»
Сноски
- См. Маймонид, Хилхот Шабат, 30:1.
- Шулхан Арух а-Рав, Орах Хаим, 242:1.
- См. Шала, Масехет Шабат, Нер Мицва, 53; Ялкут Реувени, Ваэтханан, у-Пен.
- См. Минхагей Маариль, 37; Шулхан Арух а-Рав, 281:1. Это, однако, не имеет отношения к короткому сну в шабатний полдень, то есть в то время, когда в будни, наоборот, от дремоты нужно воздерживаться. (см. Шулхан Арух, Орах Хаим, 4:16). См. также Рама, Шулхан Арух, Орах Хаим, 281:1, где приводятся дополнительные причины для обычая начинать чтение Шахарит субботним утром позже.
- Рама, Шулхан Арух, Орах Хаим, 290:1; Шулхан Арух а-Рав, Орах Хаим, 290:2.
- См., например, Кунтрес Эц Хаим, 25; Ликутей Дибурим, стр. 534а.
- Иерусалимский Талмуд, Шабат, 15:3.
- Шулхан Арух а-Рав, Орах Хаим, 230:5.
- Шулхан Арух а-Рав, Орах Хаим, 290:5.
- Шмот, 20:10.
- Сидур Коль Яаков; Каф а-Хаим, 290:6.
- При Эц Хаим, Шаар Криат Шма аль а-мита, 1; см. также Ликутей Тора, Ваикра, 17б; Сихот Кодеш 5735, Матот-Масей, стр. 332.
- См. Сихот Кодеш 5735, Матот-Масей, стр. 332, где говорится о том, что в какой-то степени каждый еврей может хотя бы мельком увидеть то, чего достиг Аризаль, если проведет дневной шабатний сон с должным правильным намерением и подготовкой.