Статья посвящается

Эта статья еще некому не посвящена. Нажмите тут, чтобы её кому-то посвятить!

Стоит поговорить о Харвоне

В чем особенность этого неприметного персонажа, имя которого не сразу и вспомнишь?

Кого из пуримских героев стоит вспомнить к добру?

Эстер. Ведь она рисковала своей жизнью, едва оказавшись во дворце жестокого царя Ахашвероша, и уж тем более, когда пыталась спасти свой народ.

Мордехая. Он уверенно и непреклонно противостоял заносчивому злодею Аману, несмотря на прямую угрозу смерти.

Кого-нибудь еще? Ах да, среди героев упомянут Харвона.

Кем он был? И почему еврейская традиция говорит, что мы обязаны отдельно вспоминать этого человека каждый год? После прочтения Мегилат Эстер в синагоге принято следовать установленному Шулхан Арухом правилу и произносить: «Проклят Аман, благословен Мордехай, проклята Зереш, благословенна Эстер, прокляты все, поклоняющиеся идолам, благословен весь Израиль… И Харвона, да будет он упомянут к добру».1

Почему такое особое отношение к человеку, чье имя встречается всего в двух стихах Свитка Эстер, и, тем не менее, он приравнен к главным героям истории Пурима?

Что ж, вот его история.

Первый раз он упоминается в списке дворцовых евнухов в самом начале Свитка Эстер: «…приказал он (Ахашверош) Меуману, Бизте, Харвоне, Бигте и Авагте, Зейтару и Каркасу».2

Царь требует, чтобы слуги привели на его пир царицу Вашти. Она решительно отказывается. Разгневанный повелитель ищет пути решения неудобной ситуации, в которую его поставила супруга, и по этому поводу созывает своих министров и советников. Вот и все. О Харвоне больше ни слова не сказано.

Еще раз он появляется только шесть глав спустя. В этой точке повествования выясняется, что план геноцида еврейского народа, продуманный Аманом, напрямую касается царицы Эстер.

Ахашверош в ярости.

Аман припадает к ложу царицы, умоляя сохранить ему жизнь. Однако этот опрометчивый поступок еще больше выводит правителя из себя: он начинает подозревать министра в попытке овладеть его супругой.

Амана заключают под стражу, и теперь, когда уже все предрешено, Харвона, судя по всему, до сих пор молча наблюдавший за происходящим, вдруг начинает говорить…

«И сказал царю Харвона, один из евнухов: «Вот и дерево высотой в пятьдесят локтей, которое {в качестве виселицы} приготовил Аман (тот, кого ты ненавидишь) для Мордехая, говорившего во благо царю (спасшего тебе жизнь), стоит у дома Амана».3

На это Ахашверош тут же приказывает повесить Амана на том дереве.

И это тот самый герой, о котором мы должны отдельно вспоминать каждый год?

Он ведь словно «сидит на скамейке запасных», игнорируя происходящее до тех пор, пока не настанет удобный момент, и почти ничего не делает. Можно ли сказать, что как исторический персонаж он своеобразный пример для всех в мире, кто любит следовать подобной тактике?

Харвона молчал, когда Ахашверош принял решение избавиться от Вашти. Молчал, когда готовилось покушение на царя. Молчал о готовящемся геноциде еврейского народа. Молчал до тех пор, пока Аман уже не оказался в темнице — и только тогда посчитал, что у него наконец появился шанс помочь царю. Риски минимальны, награда велика. Ну просто олицетворение героя, не правда ли?!

Действительно, по сути Харвона не герой.

В приведенном выше стихе Шулхан Аруха речь о нем заходит только в самом-самом конце, даже после упоминания народа Израиля. И Харвона вовсе не на том уровне, что настоящие герои. Эстер и Мордехай рисковали своими жизнями, чтобы отстаивать правоту. Евреи рисковали, защищаясь от врагов. Риски же Харвоны несравнимы с этим.

Благословение придает сил и динамики, помогает людям становиться лучше. Но этот человек как бы статичен, ему и так нормально. Он остается прежним. У него была определенная конкретная работа, которую он выполнял в строго заданных рамках. Ничего другого ему не нужно, он не хочет развития и изменений.

Хотя, может, я немного суров к Харвоне?

Наверное, сейчас я со стороны похож на одного из тех школьных учителей, которые говорят: «Я вижу в тебе большой потенциал, ты должен больше стараться!».

Возможно, я слишком многого ожидал от Харвоны. Однако легко критиковать людей, которых никогда не встречал, и уж тем более если они жили тысячи лет назад, а все, что ты о них знаешь, это краткое описание их работы и одна единственная произнесенная в нужный момент реплика. Да уж, со стороны легко судить, что кто-то должен стараться быть лучше.

А между тем, некоторые комментаторы утверждают, что на самом деле Харвона был пророком Элияу в обличии дворцового слуги.

Как пророк, про которого сказано, что он не умер, а был взят Всевышним на Небеса еще при жизни, и его миссия — путешествовать во времени и пространстве, приходя на церемонию обрезания и пасхальные седеры или являясь на помощь евреям в тяжелые моменты, Элияу мог бы очень просто объяснить особую роль Харвоны.

Он может действовать в нашем мире исключительно как посланник Бога, замаскированный и говорящий только то, что нужно, и только в необходимые моменты. Если злодей, мечтающий погубить еврейский народ, оказывается в темнице, потеряв доверие и уважение царя, Элиягу может быть тем самым человеком, который скажет: «Смотрите-ка, а вот и виселица!»

Но можно посмотреть на Харвону и с другой стороны. Вполне вероятно, что он не был «хорошим парнем». Он знал о дереве во дворе Амана и о том, для чего оно подготовлено. Некоторые говорят, что Харвона находился среди стражников, которые каждый день твердили Мордехаю, что тот должен поклониться Аману, и даже что он был одним из тех, кто поддержал идею наказать Мордехая за неповиновение.

Харвона был далеко не героем. И мы не собираемся делать вид, что он один из них.

И тут необходимо напомнить, что, согласно еврейской традиции, человек может получить награду даже за одно единственное мгновение. Несмотря на то, что в прошлом, возможно, он совершил много неправильного. Иногда достаточно одного праведного действия — и Всевышний не оставит это незамеченным.

Иногда спасение приходит к нам через руки кого-то совершенно неприметного и «обычного». Кто угодно может и сам вдруг стать таким «Харвоной»! Свидетель. Случайный прохожий. Буквально никто. Возможно, в этом-то и суть.

Если каждый может сделать что-то значимое, то, что поможет обществу или отдельно взятому человеку, значит, чтобы на что-то повлиять, вовсе необязательно быть совершенным. Достаточно лишь одного действия. Встать. Сказать. Что-нибудь сделать.

Харвона почти никак не участвовал в истории Пурима и начал говорить только тогда, когда понял, что это определенно принесет выгоду. Конечно, это не героический поступок. Но Харвону до сих пор вспоминают к добру, потому что он вовремя сделал что-то хорошее. А порой в мире среди людей, которые ничего не делают, это, согласитесь, самое главное, чтобы что-то изменить.

Вот об этом-то стоит помнить!

Сноски

  1. Шулхан Арух, Орах Хаим, 690.
  2. Мегилат Эстер, 1:10.
  3. Мегилат Эстер, 7:9.

Источник

Была ли эта информация полезной?

Да
Нет
Спасибо за ваш отзыв!
Скачать наше приложение
Вам понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями!
Facebook
VK
OK
Telegram
WhatsApp
Skype
Еще от Автора
Спонсировать

Вы можете помочь нашим проектам, урокам и программам

Maaser Truma

Дорогой ,

Пожалуйста, выполните перевод на сумму на выбранную вами карту.

🇷🇺 Сбербанк карта — 220 220 363 423 9752
🇺🇦 Карта Альфа Банка - 5168 7520 0634 9925 на имя Веретельник Илона Александровна

Большое спасибо!
Рав Реувен Куклин

SSL Security 100% безопасный перевод

Посвятить статью

Dedicate Article

Внимание!

После отправки данной формы, статья будет обработана в течение 48 часов.

Случайные статьи из рубрики Биография
Возможно, вам это понравится!
Перейти к содержимому
Имрей Ноам Мы хотели бы показывать вам уведомления о последних новостях и обновлениях.
Dismiss
Allow Notifications