ВОПРОС
Уважаемый рав!
Слово «Шаббат» имеет тот же корень, что слово «сидеть» — шин, бет, тав. Казалось бы, на первый взгляд — всё закономерно: в Шаббат запрещены все действия, «движения», преобразующие мир. Но ведь запрещены-то те действия, которые изменяют материальный мир! И, напротив, работа души, духа, приближение к Творцу как раз и составляют сущность Шаббата! Я, разумеется, не претендую на роль оппонента нашим мудрецам, но я категорически не могу понять, почему они назвали седьмой день именно так, неизбежно связав тем самым Шаббат с материальной стороной мира. Именно «приказ» — сиди! не двигайся! и провоцирует в умах обывателей отношение к Шаббату как дню тотального запрета на настоящую (в их понимании) жизнь! Но ведь на самом деле Шаббат открывает удивительную возможность духовного совершенствования себя и мира, т.е. основан на идее подлинного движения, развития. Почему это — истинное — содержание шаббата не нашло отражения в его названии?
Рут, Тверь
ОТВЕТ РАВВИНА
Вы задаёте хороший вопрос. Вы правы, слова шабат и лашевет («сидеть») однокоренные. Вы также правы в Вашем утверждении, что Творец дал евреям Шабат для того, чтобы они продвигались духовно. И так говорит Иерусалимский Талмуд (трактат Шабат 16, 3):
«Для того лишь даны были субботы и праздники, чтобы занимались в эти дни Торой».
Однако, прежде чем постараться ответить на Ваш вопрос, хочу обратить Ваше внимание на одну неточность. Из Вашего письма видно: Вы считаете, что еврейские мудрецы «придумали» слово Шаббат. Однако это не так. Это название, как и другие названия в святом языке, было дано Самим Творцом. И это, конечно, только усиливает Ваш вопрос — почему же именно такое название дал Творец Субботе?
Теперь попытаюсь ответить на Ваш вопрос.
Название каждой вещи указывает на специфику этой вещи, на её сущность. Все дни даны человечеству для того, чтобы подниматься духовно, — потому что в этом заключается работа всей жизни человека. Таким образом, работа духа — дело не только субботнее. Специфика субботы — устранение от любой материальной деятельности. Так говорит Тора (Шмот 31, 17): «…что (в) шесть дней создал Господь небо и землю, а в день седьмой перестал работать (шават) и отдыхал». Т.е. особенность этого дня такова, что в этот день не занимаются материальным. И именно это делает субботу особым в духовном смысле днём, больше, чем другие дни, «приспособленным» для духовной деятельности.
Великий комментатор Торы рабби Овадья Сфорно (1480-1550) говорит, что именно поэтому к словам «перестал работать» в нашем стихе добавлено слово «и отдыхал» (ваинафаш, букв. — наполнился духовностью): благодаря устранению от материального этот день получает дополнительную душу — дополнительную духовность.
Рабби Йом-Тов Липман Геллер (1579—1654, великий комментатор Мишны, автор Тосфот Йом-Тов) в своём комментарии на трактат Сукка (2, 4) обращает внимание на ещё одно «созначение» слова йешива («сидение») — остановка, постоянство. Человек, который стоит, не считается прочно «привязанным» к своему месту, потому что он постоянно готов к ходьбе. Иначе обстоит дело, когда человек усаживается, «поселяется» (митйашев) — тогда он прочнее связан с определённым местом. По этой же причине постоянный житель называется на иврите тошав (от того же корня йуд-шин-бэт).
И в субботу, день, полностью посвящённый духовному, человек должен чувствовать себя укоренённым, прочно поселившимся в этом дне, поэтому ему запрещено готовить что-либо на будни. Во все же остальные дни недели человек, наоборот, должен помнить о субботе, как сказано в Торе (Шмот 20, 8): «Помни день субботний, чтобы святить его». Объясняет Раши: «Следите за тем, чтобы всегда помнить субботний день, чтобы, если попадётся вам прекрасная вещь, отложить её для субботы». Благодаря такой «памяти» человек делает субботу основным днём, а все остальные дни — «приложением» к ней. И тогда субботнее благословение распространяется на все дни недели. Приводится в священных книгах (Рейшит Хохма и др.), что святая суббота — вершина недели; она оказывает влияние на шесть рабочих дней — на то, будет ли в эти дни послано благословение и пропитание.