Наша жизнь временна. Приходит час, она обрывается, и человек предстает перед Создателем. Рабейну Там пишет в своей книге Сефер а-яшар:

«Наш мир схож с подземной пещерой в пустынном месте. Житель этой пещеры убежден, что помимо нее ничего нет, хотя, выйдя. увидел бы он большие страны, и небо, и море, и солнце, и звезды. Так человек: пока жив, будет думать, что нет иного мира, хотя, выйдя из него, увидит он грандиозный мир иной во всем его великолепии».

В этой статье мы остановимся на законах, связанных с последними часами пребывания человека в этом мире и с теми обязанностями, которые падают на близких умершего.

Последние часы жизни

В большую заслугу ставится человеку искреннее раскаяние перед смертью. Поэтому тот, кто тяжело болен, и не знает, что несет за собой каждый следующий день, должен произнести видуй (перечисление грехов и раскаяние во всех них). Если он не в силах прочесть, он может сказать видуй про себя, а если и это трудно, то кто-либо другой читает ему видуй вслух, и больной отвечает: «если я, не дай Бог, умру, пусть моя смерть искупит все мои грехи». Надо соблюдать такт и осторожность, напоминая больному о раскаянии, чтобы не напугать его и не повредить его здоровью.

Тем, кто стоит у постели умирающего, запрещено покидать его до самого момента смерти: особенно важно находиться возле него во время исхода души из тела.

Всё то время, пока еще можно сохранить жизнь человека, нужно применить все необходимые для спасения способы лечения или оживления. Однако запрещены те методы лечения и ухода, в которых нет особой необходимости для спасения уже агонирующего, т.к. они лишь способствуют ускорению конца.

Сразу после смерти стоящие возле отошедшего произносят полный текст «Шма Исраэль» (без благословений), приводимый в молитвенниках в шахарит.

Тело не покидают: кто-то должен остаться возле него читать Теилим. Зажигают свечи. В комнате, где находится мертвый, нельзя есть.

Вступают в действие определенные законы, которые обязаны выполнять родственники умершего до его похорон (анинут) и после них (авелут).

Семь степеней родства требуют соблюдения траура: отец, мать, сын, дочь, брат (даже если он только по отцу или только по матери), сестра (даже если она только по отцу или только по матери), жена — по смерти мужа и муж — по жене. По младенцу, умершему до того, как ему исполнилось 30 дней, не требуется держать траур.

Перед погребением родственники умершего заботятся прежде всего обо всем, что связано с погребением умершего и похоронами, они обязаны также уберечь тело от анатомического вскрытия.

Если нет особо важной на то причины, не откладывают похороны на утро следующего дня. Пребывающему в трауре, но еще не похоронившему родственника, нельзя стричься, мыться, пользоваться косметикой, участвовать в званных или торжественных обедах, различных весельях. Он не говорит «шалом» в знак приветствия, не ест мяса и не пьет вина, не занимается ремеслом и торговлей и не делает никакой тяжелой работы, Он освобождается также от всех молитв и благословений (даже на пищу) и от соблюдения некоторых заповедей: не обязан читать Шма Исраэль,  молиться Шмоне Эсре и т.п. При этом ему запрещено нарушать запреты, и поэтому перед едой он обязан утром омыть после руки, хотя и без благословений; утром также он омывает руки по три раза каждую.

После того, как покрыта могила, родственники умершего снова должны молиться, благословлять (тфилин накладывают лишь начиная со следующего за похоронами дня).

Поскольку в субботу не хоронят, и забота о погребении не лежит в этот день на родственниках, то они обязаны соблюдать все мицвот. В субботу можно есть мясо и пить вино, однако супружеские отношения запрещены.

Похоронный обряд

О похоронном обряде и о поведении скорбящих во время него читайте отдельную статью.

 

Первая трапеза после похорон

Соседи и друзья должны позаботиться о родственниках умершего, пребывающих в трауре, и принести им из своего дома пищу для первой трапезы после похорон. Принято готовить хлеб или круглые булки и крутые очищенные яйца: подразумевается под этим, что так же, как они по форме замкнуты в себе, так и человек в скорби замкнут в себе; их округлость напоминает о том. что скорбь вращается в мире и переходит от одного человека к другому.

Семь дней скорби — (шива)

Они начинаются сразу после погребения умершего.

Вот несколько основных законов, которые исполняет носящий траур:

  • Он не выходит из дома в течение всех дней траура кроме субботы;
  • На молитвы собирают миньян в его доме;
  • Он не сидит на стуле, возвышенном более трех тфахим (примерно 30 см.) от земли;
  • Нельзя носить кожаную обувь, даже если из кожи сделаны лишь отдельные ее части:
  • Пребывающие в трауре не отвечают «шалом» на приветствие, и тем более не приветствует первыми;
  • Изучение Торы, веселящее сердце человека, запрещено для скорбящего. Он имеет право заниматься только темами, связанными с трауром или бедствиями: изучать книгу Иов, главы из Иермияу, содержащие упреки за грехи, третью главу Гемары Моэд Катан, законы траура.
  • Запрещено во время шивъа стирать и гладить, даже постороннему человеку нельзя это делать в доме скорбящего. Пребывающий в трауре не носит вообще свежевыстиранных одежд и, тем более, ничего нового. Не меняют в это время ни простыни, ни полотенца. Если же одежда испачкалась, или пропиталась потом, можно переменить ее.
  • Нельзя мыть все тело полностью даже и в прохладной воде, однако можно сполоснуть ею руки, ноги и лицо. Мытье горячей водой запрещено вообще, но в медицинских целях или для отмывания грязи оно позволено.
  • Запрещено пользоваться косметическими мазями, жирами, маслами, мылом, за тем исключением, когда это требуется в медицинских целях или для удаления грязи.
  • Скорбящий не бреется и не стрижется, не отрезает ногти. Оторвать мешающий ноготь рукой или зубами можно.
  • Супружеские отношения запрещены.
  • Нельзя заниматься ремеслом и другой работой, но можно привести в порядок дом и готовить пищу.

В доме скорбящего покрывают накидками зеркала и картины. Зажигают свечу в память по умершему для возвышения его души. Эту свечу оставляют гореть и на время субботы, падающей на семь дней траура (лучше зажечь ее в комнате, где умер человек. а если это не дано, то там. где он жил).

Скорбящий не соблюдает траур публично во время субботы, поэтому он может носить кожаную обувь, идти в синагогу, менять одежду. Супружеские отношения запрещены и в субботу.

На седьмой день утром после молитвы утешают скорбящего, и он завершает семь траурных дней. Если, скажем, траур начался во вторник (не зависимо от того, похоронен ли умерший накануне ночью или в течение дня), скорбящий прекращает соблюдение законов траура в понедельник утром.

Молитвы в течение шива

В доме собирают миньян. Приносят свиток Торы — чтобы читать из него по крайней мере три раза. Тот, кто пребывает трауре, произносит кадиш. сыновья молятся в качестве шалиах цибур. В конце молитвы читают 49-ю главу из Теилим, а в те дни, когда не произносят таханун, и на исходе субботы. говорят вместо этого 16-ю главу.

В доме, где сидят шивъа, не произносят тахану, ламенацеах и Э-ль эрех апаим.

траур, смерть

Все семь дней после молитвы изучают главы из Мишны во имя возвышения души умершего. По обычаю, выбирают те отрывки, которые начинаются с имени умершего. Принято также изучать отрывки с 4 по 7 из седьмой части трактата Микваот. Начальные их буквы составляют слово нешама – душа. После этого произносят молитву ана, приводимою в конце книги Мишнает.

Во имя возвышения души

Сын, читающий кадиш по отцу или матери, возвышает их души на Высшем суде. Кадиш восславляет и освящает Имя Бога и содержит молитву о том, чтобы Оно было признано всеми живущими. Если покойный не оставил после себя сына, то кадиш читает другой родственник. Произносят его в течение 11 месяцев.

Сын также молится как шалиах цибур во имя усопшего во всех молитвах, кроме субботы н праздника. Особенно это важно в аравит на исходе субботы.

Почтить родителей и сделать им добро. возвышая их души пред Всевышним. можно и после их смерти. В святой книге Зоар написано, что сын. идущий по дорогам Торы. исполняет этим мицву почитания отца и матери. Также высоко почитают в Вечном мире душу умершего, если сын его учит Тору.

Утешение скорбящих

Утешение скорбящего является мицвой милосердия. Входя в его и покидая его, не говорят «шалом», не обнимаются. сидят молча, пока сам скорбящий не начнет говорить. После этого стараются поддержать его морально, успокоить и примирить с решением Неба. Вставая, перед уходом. говорят ему: «а-Маком енахм отха бехох шаар авелей Цион вирушалаим» («Всевышний утешит тебя вместе с остальными скорбящими Сиона и Иерусалима»).

Тот, кому не удалось во время шивъа утешить скорбящего, говорит ему эту фразу в течение 30 дней траура. По истечение этих дней, говорят просто «титнахем» («утешься!»). Если же держат траур по отцу или матери, то говорят сыну всю фразу утешения в течение 12 месяцев.

Шлошим — тридцать дней траура

  • ”Шлошим” продолжаются после ”шивъа” еще 23 дня. В это время пребывающий в трауре человек:
  • не бреется;
  • не стрижется;
  • не обрезает ногтей ножницами (можно оторвать мешающий ноготь зубами или рукой);
  • не купается и не моется для удовольствия (для удаления пота и грязи можно мыться в прохладной воде);
  • не одевает новых, чистых или отглаженных одежд (можно пользоваться такой одеждой, если другой человек немного поносил ее сначала);
  • не заходит в места, где празднуют веселье, на торжественные вечера и везде, где есть музыка, праздничное угощение или встреча друзей за столом;
  • ему не говорят в знак приветствия «шалом», но он может сказать «шалом» и ответить, если по ошибке его приветствовали;
  • он меняет место в синагоге (не приближаясь при этом к восточной стене) на 30 дней, а держащий траур по отцу или матери — на все 12 месяцев.

Траур в праздники

Тот, кто пребывал в трауре перед Рош Ашана, Йом Кипур, Суккот, Пэсах, Шавуот — даже если траур продолжался только несколько часов, прекращает его полностью с наступлением праздника.

Если праздник выпадает на шлошим, то и они отменяются. Это верно и в том случае, когда седьмой день траура выпал на самый канун праздника, т.к. с утра седьмого дня законы шивъа прекращаются и входят в силу законы тридцати дней, которые и будут отменены наступающим праздником. Однако, если похороны состоялись в холь а-моэд, то по окончании праздника, соблюдают семь дней траура. При этом счет шлоишм ведется с момента погребения.

Девятнадцать месяцев

Траур по отцу или матери продолжается 12 месяцев (даже если год високосный, т.е. в нем 13 месяцев). Пребывающие в трауре:

  • не бреются и не стригутся. Однако, если волосы стали слишком длинны, то можно постричься;
  • не принимают участие в свадьбах и т.п.;
  • их не приветствуют словом «шалом»;
  • меняют место в синагоге;

Весть «близкая» и весть «далекая»

Если весть о смерти родственника пришла в течение 30 превых дней после смерти, соблюдаются все законы траура, Эго называется «весть близкая». После тридцати дней – «весть далекая», и все законы траура при ней облегчаются:

  • вместо шивъа сидят лишь один час;
  • шлошим не соблюдают, но по отцу или матери держат траур 12 месяцев с момента смерти.

Памятник над могилой

По традиции, после шивъа восстанавливают памятник. Обязанность поставить его падает на всех членов семьи. На памятнике не должно быть скульптурных изображений человека и животных. Евреи не кладут цветов или венков к могиле, как это принято у других народов, поскольку Тора запрещает заимствовать чужие обычаи,

Во время восстановления памятника говорят надгробные речи. вспоминая о заслугах умершего перед Богом и перед людьми.

 

День памяти

Годовщина со дня смерти называется «днем памяти» (йорцайт) — «йом а-зикарон».

В субботу накануне дня памяти сын восходит к чтению Торы. В течение этой субботы, на ее исходе, а также в самый день годовщины сын молится как шлиах цибур, и читает кадиш. В день памяти он восходит к чтению Торы, если оно состоится в этот день.

В день годовщины принято зажигать свечу и учить главы из Мишны во имя возвышения души умершего, а также молиться на могиле отца и матери. Читают главы из Теилим: 33, 16, 57, 72, 82, 91, 104, 130.

После этого произносят фразы из главы 119, начинающиеся с букв имени умершего и с букв слова «нешама».

В заключение

Как заключение мы хотим привести сказанное в книгах пророков о грядущих днях:

«Уничтожит смерть навечно и сотрет Бог слезу с каждого о лица».

В последнем из 1З основ веры сказано:

«Я верю всем сердцем, что осуществится воскрешение мертвых в час Божественного желания, да будет Имя Его благословлено на веки веков».