«И увидел Б -г, что он свернул посмотреть»
Шмот (3:4)
Еще до того, как родился Моше Рабейну, астрологи фараона говорили, что вскоре появится избавитель евреев. Мирьям, его сестра, пророчествовала, что он освободит Израиль. И когда он родился, весь дом наполнился светом. Моше с рождения был готов стать избавителем, но время его еще не пришло. Когда же оно настало, ему было уже восемьдесят лет.
Он в одиночку пас скот Итро в пустыне и подошел к горе Синай. Наверху был терновый куст, который горел и не сгорал. «И сказал Моше: сверну же и посмотрю на это великое зрелище – почему не сгорает куст?» А в Мидраше мы читаем (Шмот Раба, 2:6): «Раби Йоханан сказал: Пять шагов сделал Моше в тот момент. Раби Шимон бен Лакиш сказал: Он повернул лицо и посмотрел, как сказано: «И увидел Б -г, что он свернул посмотреть»».
Значит, если бы он оставался безразличным к этому зрелищу, если бы не повернул лицо, а продолжал следовать своим путем, ничего бы не произошло. Моше продолжил бы пасти скот, евреи погрузились бы в пятьдесят врат нечистоты, а куст продолжал бы гореть.
Один поворот головы, и всё происходит!
Б -г открылся ему, послал его спасти народ и дать ему Тору.
Кто знает, сколько благ ожидает нас, сколько корон приготовлено для нас, если только сделаем пять шагов к «шатрам Торы»! Если только обернемся в их сторону, посмотрим на великий огонь!
Избавление Израиля началось с явления горящего куста. Это был самый низкий среди кустов, колючий и с шипами, но именно его выбрал Творец, чтобы явиться в пламени.
В этом видении есть урок: даже если вы погружены в 49-ть врат нечистоты, вы еще можете подняться к раскрытию Шхины, как и произошло в тот раз. Однако, с другой стороны, здесь есть предупреждение: даже тот, кто удостоился раскрытия Шхины, должен знать, что всё еще остается терновым кустом и с легкостью может впасть в грех.
Раби Авраам Яфен говорил: верно, что даже «преступники Израиля полны заповедей, как гранат» (Брахот, 57а). Но в то же время человек должен знать, что он может быть полон заповедей и всё равно оставаться в категории «преступников Израиля».
Поразительно: человек может быть «горящим терновым кустом» – гореть от изучения Торы, сосредотачиваться в молитве, с усердием исполнять заповеди, – и всё равно колючий куст внутри него не будет сгорать, оставаясь невредимым.
Лишь немногие удостаиваются этого, и каждый должен стоять на страже: подбрасывать дров в огонь и восхищаться сиянием Шхины, но при этом остерегаться шипов и злого начала.