Эзра а-Сойфер — Писец Эзра был одним из трех последних пророков. Он возглавил второй поток евреев, устремившихся из вавилонского изгнания на родину предков, в Землю Израиля, и там, в начале эпохи Второго Храма, он возглавил религиозное возрождение народа. Ему удалось сплотить вокруг себя выдающихся людей, став главой Мужей Великого Собрания — одной из самых влиятельных групп мудрецов в еврейской истории.
Ранние годы
О ранних годах Эзры известно очень мало. Он родился в Вавилоне в семье коэна (священника) и посвятил себя изучению Торы. Был учеником Баруха бен Нерии,1 мудреца и пророка, потомка Йегошуа бин Нуна и его жены Рахав, ученика пророка Ирмияу. Эзра начинал с того, что переписывал святые тексты, книги Торы и Пророков.
Возвращение в Израиль
В течение всего периода вавилонского изгнания были евреи, которые страстно ждали дня, когда вавилонский или персидский2 правитель позволит им вернуться на землю праотцов и восстановить Храм. А когда на престол взошел царь Кореш (Кир), их надежды и дипломатические усилия наконец-то были вознаграждены.
Кореш вынес постановление, благодаря которому евреи могли вернуться в Израиль и восстановить Храм. Он даже пообещал обеспечить их материалами, необходимыми для работы.3
В состоянии невероятного восторга огромное число людей — 42360 человек (не считая сопровождающих их слуг и музыкантов),4 отправилось в Святую Землю с твердым намерением восстановить Храм и вернуть его былую славу.
По прибытии они поспешили заложить основу здания.5 Это происходило в сопровождении оркестра левитов и ликующих возгласов народа.
Однако ликование было недолгим. Те народы, которые теперь жили на земле их предков, усмотрев для себя угрозу в этой внезапной массовой иммиграции, выступили резко против восстановления Храма. Они подкупали чиновников, чтобы те находили причины откладывать строительство Храма, и выжидали, что наконец-то закончится правление Кореша.
Следующим правителем стал персидский царь Артахшаста (Ксеркс). Он действительно был менее дружествен по отношению к своим еврейским подданным. Воспользовавшись этим, израильские соседи евреев направили ему письма, в которых утверждали, будто евреи планируют восстание против персидских властителей. И их наветы на самом деле возымели действие — царь тотчас решительно остановил строительство.6
И таким положение дел оставалось до тех пор, пока на персидский трон не взошел следующий царь, Дарьявеш (Дарий; есть мнение, что он мог быть сыном царицы Эстер и Ахашвероша).
На второй год его правления пророки Хагай и Захария велели евреям возобновить строительство Храма. Наследник династии еврейских царей Зерубавель и первосвященник Йешуа бен Йеоцадак приняли вызов и снова возглавили восстановительные работы.7 Однако и на этот раз недоброжелатели евреев не смирились.8
Это привело к тому, что царь Дарьявеш заявил, что даст возможность продолжать работы, только когда в архивах будут найдены документы, подтверждающие, что царь Кореш действительно изначально поддерживал этот проект.9 Скоро эти документы были найдены, и с той поры, как были предоставлены все доказательства, он поддерживал евреев на протяжении всего строительства Храма. Это заняло четыре года и благополучно завершилось 3-го числа месяца Адар в шестой год царствования Дарьявеша.10
Что касается Эзры, он не поднялся в Израиль с первой волной возвращающихся. Во-первых, не хотел оставлять своего учителя Баруха бен Нерия, который был болен. Возможно, были и другие мотивы: оставаясь при учителе, он продолжал учебу, а кроме того, как глубоко благочестивый человек Эзра предусмотрительно старался избегать невольного соперничества с Йешуа бен Йеоцадаком за место первосвященника.11
Когда из Вавилона отбыла многочисленная первая группа еврейского народа, положение Эзры в еврейской общине упрочилось еще более. Он занялся установлением родословных, исследованием генеалогий, составлял подробные списки семей. К тому времени, как покинуть Вавилон, Эзра прояснил происхождение каждой семьи, проживающей там, выявил, кто к какому колену принадлежит, а также кто является мамзером — незаконорожденным.12
Второй поток
И вот наконец после длительного периода, когда строительство Храма то приостанавливалось, то снова оживлялось, до Вавилона дошло известие, что Второй Храм отстроен. На этот раз Эзра уже не мог остаться в Вавилоне. На следующий год13 царь разрешил ему возглавить вторую волну возвращения евреев в Израиль, чтобы жили там в соответствии с законами Всевышнего.14
С этого момента Эзра начал большую кампанию по возвращению евреев на родину. Он переходил из города в город, рассказывая собратьям о скором возвращении на землю праотцов и о том, что святой Храм уже восстановлен.
Однако его слова в основном оставались без внимания. Большинство евреев были рождены в Вавилоне,15 к тому же к концу вавилонского изгнания их положение там было более чем удовлетворительным, и мало кто хотел начинать все с нуля на новом месте. Более того, нашлись такие, которые подумали, что Эзра лжет, и даже попытались его убить.16
Но остановить его уже было невозможно. Эзра собрал всех, кто хотел за ним последовать. К сожалению, это была относительно небольшая группа, насчитывающая порядка полутора тысяч человек, с ними он и отправился в Израиль.
Перед этим царь дал ему письмо к казначею, в котором приказал выделить евреям достаточное количество пшеницы, вина, масла и соли. А главное, Эзра вез с собой много золота и серебра для украшения Храма, пожертвованных персидским царем и евреями диаспоры. Путешествие длилось целых четыре месяца, и в Иерусалим они прибыли 1-го Ава.17
По прибытию в Землю Обетованную евреи устроили праздник, принесли жертвы Богу и передали золото и серебро, которое привезли с собой, в сокровищницу Храма.18
Возвращение к Торе
Вскоре после того, как Эзра прибыл в Иерусалим, он узнал о духовном состоянии живущих там евреев. Теперь они свободно вступали в браки с другими народами, жившими в стране. От такой вести Эзра разорвал одежду и целый день до наступления вечера сидел, погрузившись в траур. После вечернего жертвоприношения он встал и начал громко молиться Богу, в слезах прося о прощении за грехи своего народа.19
Вокруг него медленно собиралась толпа. Его слезы тронули людей, и, в конце концов, все плакали вместе с ним, оплакивая свои грехи.20 Тогда Шехания бен Йехиэль воззвал к пророку от имени народа и попросил Эзру взять на себя роль духовного руководителя, который поможет людям, оставив своих жен-язычниц, вернуться к служению Богу.21
Для этой цели Эзра немедленно создал специальную группу ответственных и заставил их всех дать клятву неукоснительно выполнять его указания. После этого он разослал по всей стране гонцов с тем, чтобы все евреи, поднявшиеся в Израиль из Вавилона, собрались в Иерусалиме через три дня.22
Приказ этот был услышан. В назначенный день огромная толпа людей стояла плечом к плечу под проливным дождем, слушая Эзру. Он корил их за их проступки, в том числе за смешанные браки, и призывал измениться к лучшему. А когда Эзра закончил говорить, все собрание единогласно согласилось, что действительно, надо оставить жен, исповедующих идолопоклонство.23
Во главе с Эзрой была создана система, в соответствии с которой в каждом городе назначался ответственный, который отвечал за мужчин, следя, чтобы они не продолжали жить с женами-язычницами. Один за другим евреи разводились и приносили повинные жертвы. К первому числу месяца Нисан, всего через 3 месяца после собрания в Иерусалиме, смешанные браки распались.24 Но, к величайшему сожалению, этого подъема духа хватило ненадолго.
Прибытие Нехемии
Хотя Эзра был сильным духовным лидером и имел в своем влиянии заметный успех у еврейского населения страны, укрепляя его связь с Богом, его искренняя преданность интересам народа не привела к улучшению экономического и военного положения, и в течение последующих лет ситуация ухудшилась до того, что стала совсем критической. Все это не могло не сказываться и на духовном состоянии людей, так что все вернулось на круги своя. В конце концов, евреи перестали соблюдать Шабат, снова обросли родственными связями с язычниками, причем на самом высоком уровне: сын самого первосвященника был женат на идолопоклоннице.
Враги евреев, их соседи, не желая усиления еврейской общины, регулярно нападали на Иерусалим, разрушая городские стены и грабя жителей, так что тех пронизывало чувство отчаяния. Евреи будто замерли, словно не имея сил как-то изменить свое положение.
В какой-то момент из Вавилона прибыл знатный вельможа, приближенный к царю Дарию (его советник и виночерпий), еврей по имени Нехемия. Узнав о тяжелой ситуации евреев на Святой Земле, он всерьез намеревался ее исправить.
Нехемия сразу сумел вдохновить и сплотить людей, чтобы они начали восстанавливать городские стены и встали на оборону Иерусалима. И, хотя в основном он занимался физическими нуждами еврейского народа, а Эзра по-прежнему отвечал за его духовное благополучие, мудрый, патриотичный, находчивый Нехемия предпринял решительные меры, чтобы евреи не нарушали Шабат и заключали браки только в среде своего народа.
Вместе с Нехемией Эзра собрал весь народ, чтобы публично прочитать им Тору, и с помощью единомышленников, коэнов и левитов заново знакомил их с ее законами.
Услышав о законах праздника Суккот как раз в преддверии этого праздника, люди стали соблюдать его с таким пылом и стремлением сделать все правильно, которых не наблюдалось, наверное, со времен Йеошуа бин Нуна, приведшего народ Израиля в Святую Землю много сотен лет назад.25 А кроме того, весь народ вновь принял на себя полное соблюдение законов Шабата.26
Законы Эзры
Будучи духовным лидером евреев, Эзра установил 10 законов:
1) Во время послеполуденной молитвенной службы в Шабат происходило публичное чтение Торы.
2) Также публичное чтение Торы стало происходить во время утренней молитвенной службы в понедельник и четверг.
3) По понедельникам и четвергам проходили обязательные собрания судей, во время которых совершались суды.
4) Было установлено, чтобы в качестве подготовки к Шабату одежда была постирана в четверг.
5) Дабы физиологически подготовиться к Шабату, в четверг следовало употреблять в пищу чеснок.27
6) Женщины должны были выпекать хлеб рано утром, чтобы днем можно было уже раздать его бедным.
7) Также женщин обязывали носить нижнее белье.
8) Они должны мыть волосы перед погружением в микву.
9) Продавцы косметики должны были перемещаться по городам, чтобы их продукция была легко доступна каждому.
10) Мужчины, склонные к ночным поллюциям, перед изучением Торы должны были окунаться в микву.
Надо отметить, что Эзра был одним из немногих, кто в качестве эксперта наблюдал за подготовкой красной телицы для того, чтобы впоследствии ее пепел мог использоваться в Храме как средство очищения.28
Наследие Эзры
Эзра оставил письменное наследие: мы знаем о его книге, которая так и называется — книга Эзры,29 он же записал книгу Малахи,30 а также принял участие в написании Диврей а-Ямим (согласно мнению мудрецов, Нехемия завершил ее написание, как и книги Эзры).
Кроме того, он тщательно разработал и написал образцовый свиток Торы, по которому все остальные свитки должны были проверяться на точность. Его свиток хранился в Храме на протяжении всего периода Второго Храма.31 Именно благодаря его усердию наши свитки Торы были неизменными на протяжении веков и остались удивительно точными до сегодняшнего дня.
Одним из главных достижений Эзры было то, что народ Израиля вернулся к соблюдению законов Торы,32 и он способствовал тому, чтобы это не прекращалось.
В начале очерка мы сказали о том, что Эзра был главой Мужей Великого Собрания, одного из самых авторитетных за всю еврейскую историю. Необходимо к этому добавить, что он и учредил это Собрание. И выдающиеся мудрецы, которые в него входили, были ответственны за формирование порядка молитв и проработку многих тонкостей еврейского права, актуальность которых действительна по сей день.
Сноски
- Шир а-Ширим Раба, 5:5.
- Персы покорили вавилонян.
- Эзра, 1:1–11.
- Эзра, 2:64.
- Эзра, 3:10–13.
- Эзра, 4:1–24.
- Эзра, 5:1.
- Эзра, 5:3–5.
- Эзра, 6:1–13.
- Эзра, 6:14–15.
- Талмуд, Сангедрин, 21б.
- Талмуд, Кидушин, 69b.
- Эзра, 7:7, и Раши на этот стих.
- Эзра, 7:14.
- Талмуд, Ктубот, 25а.
- «Маасе Даниэль». В Бейт а-Мидраш, 5:121.
- Эзра, 7:9.
- Эзра, 8:35.
- Эзра, 9.
- Эзра, 10:1.
- Эзра, 10:2–4.
- Эзра, 10:5–8.
- Эзра, 10:10–17.
- Эзра, 10:17.
- Нехемия, 8:17, и Мецудат Давид на этот стих.
- Нехемия, 10.
- Чтобы повысить рождаемость.
- Мишна Пара, 3:5.
- Талмуд, Сангедрин, 93б, и Бава Батра, 15а.
- Талмуд, Мегила, 15а.
- Иерусалимский Талмуд, Таанит, 4:2, Вавилонский Талмуд, Моэд Катан, 18б.
- Талмуд, Сукка, 20а.