Каждый день в праздник Суккот достают свиток Торы и встают с ним возле бимы (возвышение в синагоге), а хатем ходят по кругу, произнося Ошанот. А в Ошана Раба обходят вокруг бимы семь раз. Упоминание об этом обычае мы находим в Иерусалимском Талмуде (приводится в Рокеах и в Шиболей Лекет): «Хазан общины стоит, как ангел Б -жий, и свиток Торы в руке его, а народ движется вокруг него, как вокруг жертвенника». Хождение вокруг бимы подобно тому, как обходили вокруг жертвенника во времена Храма (Сукка, 45а).
Вот что пишет Рамбам (Законы лулава, 7:27): «Во всех местах у евреев принято ставить ковчег в середине синагоги и обходить его по кругу каждый день так, как обходили жертвенник, в память о Храме».
Но свиток Торы он здесь не упоминает! И действительно, какая связь между свитком Торы и хождением вокруг жертвенника в Храме? Однако, о том что свиток Торы выносят, упоминает Иерусалимский Талмуд и это устанавлено как закон в Туре и Шулхан Арух (Орах Хаим, 660:1), а в книге «Бикурей Яаков» даже написано, что если его нет – не надо ходить вокруг бимы!
Наш вопрос остается открытым: зачем выносят свиток Торы на биму, и какова его связь с жертвенником?
Начнем со слов Гмары, вызывающим недоумение по нескольким причинам: «Три добрых подарка дал Святой, благословен Он, Израилю, и все они могут быть получены только через страдания. Вот они: Тора, страна Израиля и будущий мир. Откуда мы знаем о Торе (Теилим, 94:12): «Счастлив муж, которого накажет Б -г, и Торе Своей обучит его»» (Брахот, 5а).
Каждый, кто изучает, удивляется этому. Во-первых, что это за подарок, взамен которого посылают страдания? Во-вторых, зачем посылать эти страдания? В-третьих, по самому определению «подарок» – это нечто такое, за что не берут платы. Если же за него приходится платить страданиями, это уже не укладывается в понятие подарка. К тому же, вначале сказано: «Три добрых подарка дал», а затем следует продолжение: «И все их Он дал только через страдания». Почему не связать всё в одном предложении: «Три добрых подарка Он дал Израилю через страдания»?
Впрочем, известно высказывание Сабы из Кельма, что если где-то имеется трудный вопрос, в нем самом кроется и ответ. Такие вопросы меняют наши взгляды и подходы. То же самое происходит и здесь. Тора – это подарок (матана): «Ибо добрый урок подарил Я вам» (Мишлей, 4:2), «Из Матаны в Нахалиэль» (Бемидбар, 21:19), а за подарок платить не надо. Но говорится, что она дана только через страдания.
Магид из Дубно объяснил это притчей.
Был некий человек, оказавшийся без средств к существованию. В магазине ему уже перестали продавать еду в кредит, дети плакали от голода, и сердцем его овладела печаль.
А когда приходит нищета, из дома уходит мир, и поселяются раздоры (Бава Меция, 59 а). Сказал этот человек жене: «Собери мне в чемодан всё необходимое, одежду для будней и для Шабата, и пойду я в большой город искать заработок».
Расстались они с молитвами и благословениями, и он направился к лесу, чтобы пересечь его и коротким путем и добраться до города.
Солнце уже садилось, а он еще находился в лесной чаще. От воя хищных зверей, рыщущих в поисках добычи, у него по коже поползли мурашки. Он начал искать прибежище на ночь – место, защищенное от зверей. Нашел пещеру в скале и спрятался там.
Он убедился, что внутри достаточно просторно, и что пол ровный и удобный, закрыл вход в пещеру несколькими камнями, чтобы его не потревожили во сне, помолился и лег спать.
Утром он отодвинул камни, и солнечный свет осветил пещеру. Он заметил, что в дальнем углу пещеры что-то блестит. Подошел, чтобы проверить, и тут у него перехватило дыхание: словно в сказке, он стоял возле тайника разбойников. Множество драгоценных камней и жемчужин сверкали разноцветным блеском, рядом лежали пачки денег, а сбоку от них были свалены в кучу золотые и серебряные монеты.
Сердце его сильно затрепетало: нужно срочно бежать отсюда – если найдут его, ему конец.
Но как оставить такое богатство, когда оно лежит на расстоянии вытянутой руки! Теперь он может вернуться домой, покрыть все долги, купить просторную квартиру и начать торговлю. Во что же положить эти драгоценности? Тут он вспомнил, что у него есть чемодан. Он взял чемодан и открыл его, но там не было места. Запасная одежда была нужна ему. Со вздохом он закрыл чемодан. Как жаль! Но делать было нечего – он стал хватать драгоценности руками и класть в карманы. В один карман положил бриллианты, в другой – золотые монеты. Уже и это было неплохо. Затем он выбрался из пещеры.
Но какой глупец! Безумец! Перед тобой сокровище, редкая возможность разбогатеть в один миг. Выброси рубашку и носки, освободи место в чемодане! Как бы не были важны эти вещи, с алмазами и золотом им не сравниться! За одну золотую монету ты сможешь купить двенадцать рубашек.
Об этом и сказано: «Радуюсь я речению Твоему, словно нашедший великую добычу» (Теилим, 119:162).
Кто нашел сокровище, тот не будет переживать из-за выброшенной рубашки.
В этом смысл того, что Тора дана в подарок – это огромное сокровище, которое достается нам бесплатно. Но чтобы было куда его положить, нужно освободить место. Будем ли мы переживать из-за этого? Будем ли беспокоиться, что приходится отказываться от удовольствий и глупостей? Конечно же, в этом нет никакой потери!
Помню, как я пошел купить пиджак для жениха. Не для себя – когда я женился, то обошелся без пиджака.
В то время и хлеба-то почти не было для свадебной трапезы. Но в наше время во всем большое изобилие, и хорошо, если мы оправдаем такую доброту Творца.
Жених точно знал, чего хотел: сколько пуговиц на рукавах, сколько карманов, какой цвет, какой узор. Продавец приносит, мерит, снимает с полки и возвращает. Я почувствовал себя неловко и извинился, что доставляю столько хлопот. Но тот был удивлен: «Какие могут быть извинения! Меня это совершенно не утруждает. Это же работа, она приносит прибыль!»
Как удивительно, что нам заповедано: «Будь дерзким, как леопард, легким, как орел, быстрым, как олень, и сильным, как лев» (Авот, 5:20). Если человек не чувствует, что нашел сокровище и что получает огромную прибыль, он будет засыпать, едва сев за учебу. Но если знает, что собирает вечные богатства и жизнь будущего мира, то будет готов выбросить всё лишнее, только бы продолжать.
Выбрасывание одежды из чемодана можно считать страданиями, но это освобождает место для алмазов!
В этом смысл наших действий, когда мы выносим свиток Торы и кладем на биму, уподобленную жертвеннику. «По желанию своему приносите в жертву» (Ваикра, 22:29) – сами желания нужно принести в жертву ради Торы (Маалот а-Тора). Но делать это надо не с чувством сожаления, а с радостью: «Со звуками пения и благодарности празднует народ», «Красота тебе, жертвенник» (Сукка, 45 а) – «Б -га мы благодарим и жертвенник восхваляем».