Яаков дал обет: “ И дал обет Яаков, сказав: если Бог будет со мною и сохранит меня на этом пути, которым я иду, и даст мне хлеб, чтобы есть, и одежду, чтобы одеться, И я возвращусь в мире в дом отца моего, и будет Господь мне Богом …»
(Берешит 28:20-21)
Яаков просит Всевышнего о четырех дарах
Убегая из дома родителей, дабы спастись от Эсава, Яаков понимал, что этот побег открывает новую главу в его жизни. С особым трепетом он обращается к Создателю и просит Его о четырех дарах:
- Бог должен быть с ним.
- Бог должен защитить его.
- Бог должен возвратить его домой в целости и сохранности.
- Бог должен дать ему еду для пропитания и одежду для облачения, иными словами, Яакову нужен – заработок.
Бог дал ему три из четырех возможных даров
Мидраш рассказывает, что Всевышний удовлетворил три первые просьбы, а четвертую — нет, сказав: «Если я пообещаю ему удовлетворение каждодневных нужд, тогда у него не будет никакой причины обращаться ко Мне».
Поэтому Бог не дал ему заработка.
Кем был Яаков Авину?
Этот мидраш кажется непростым для понимания в свете того, кем был Яаков Авину. Мудрецы сообщают нам, что сын Ицхака и внук Авраама был величайшим из праотцов. Человеком, который ходил со Всевышним – всегда. В самой сути его существования было желание приблизиться к Творцу. Он жил ради того, чтобы служить Ему.
Какое значение имело для него то, должен ли он заботиться о своем пропитании или нет?
Разве он мог не обращаться к Творцу независимо от того, сыт он был или голоден?
Разумеется, он видел Бога во всем, что происходило с ним.
Слова Создателя звучат так, будто Бог говорит: «Я должен не дать Яакову почувствовать себя слишком комфортно. Иначе он забудет обо Мне.
Ты мне не пишешь, не звонишь – ты меня разлюбил.
Творец не готов пообещать Яакову постоянство заработка, потому что тогда Он будет ему не нужен:
Яаков не станет Мне писать.
Не будет звонить.
Не будет Меня любить.
И это о человеке, который настолько жаждал приблизиться к Творцу, что постоянно держался Его, ходил под Ним.
Какое значение могла иметь потребность в достатке при таких отношениях?
Понимание человеческой натуры
Ответ на этот вопрос кроется в понимании фундаментальной основы человеческой личности. Бог создал человека не в статике, а в состоянии движения. Он взял нешама – сознание, чистый интеллект и понимание – и завернул ее в слои материальности. В основе сущности человека лежат определенные идеи, понимание себя и мира, которое он чувствует на уровне интуиции, но они заблокированы из-за того, что находятся под слоем материального: внутри физического тела.
Цель человека в том, чтобы выйти за границы материальности и постичь истины, которые необходимы для его души.
Любой человек, даже такой великий, как праотец Яаков Авину, остается, прежде всего, человеком и нуждается в постоянной духовной тренировке, для того чтобы видеть Всевышнего.
Ему нужно упражнять свои духовные мышцы путем обращения к Создателю и осознания своей полной зависимости от Него.
Когда человеку что-то нужно, и он вынужден обратиться к Богу, этот процесс сам по себе поднимает его на более высокий уровень понимания своей зависимости от Него.
Именно по этой причине, Бог не пообещал праотцу Яакову постоянного заработка.
Яаков нуждался в удовлетворении какой-то потребности для того, чтобы приблизиться к Всевышнему.
Жизнь была бы куда лучше если бы…
Эта идея играет значительную роль в нашей жизни.
Часто мы чувствуем:
«Я мог бы лучше служить Всевышнему, если бы только…»
Если бы зарабатывать не было так тяжело…
Если бы у меня не было проблем со здоровьем…
Если бы я нашел себе пару…
Иной раз кажется, будто Бог специально срывает наши планы служения Ему.
Это выглядит не совсем логичным.
Наши отношения с Всевышним
Одна из причин человеческих страданий в этом мире заключается в том, что человеку необходимо осознать, что Творец – это тот, кто управляет каждым моментом жизни своих творений, и именно Он находится в центре Вселенной.
Основа нашего служения Создателю – это осознание Его роли в нашей жизни: того, что Всевышний всецело участвует во всем, происходящем в этом мире, – и мы полностью зависим от Него.
Однако недостаточно того, чтобы это осознание оставалось на уровне абстрактной концепции или некоей теоретической мысли. Оно должно стать нашей повседневной реальностью.
Я не думаю о том, что кирпич твердый, плотный и тяжелый – я знаю это по опыту всех своих ощущений. Таким же образом я должен прийти к знанию того, что Всевышний существует и принимает участие в моей жизни, и я полностью завишу от него.
Чтобы достичь такого уровня понимания нам надо изменить свое мировоззрение.
Я нуждаюсь в потребностях
Я начинаю осознавать это – не в теории, не в идее, а в реальности, на практике, именно тогда, в тот момент, когда мне что-то необходимо, и я вынужден плакать и молить Всевышнего о помощи. И потом приходит знание.
Когда я не знаю, как смогу выплатить ипотеку, и обращаюсь к Богу за помощью, и «каким-то образом» все устраивается, этот процесс: просьба, ощущение беспомощности, и после этого пришедшее избавление – делают эту концепцию абсолютно реальной, ощутимой.
«Нужда, потребность» — это не досадное препятствие в моей жизни и духовном росте. Напротив, именно они часто являются катализаторами моей мыслительной работы, того, чтобы я, наконец, понял:
Всевышний действительно принимает участие в моей жизни, Он по-настоящему заботится обо мне. И я завишу от Него.
Нам действительно нужны потребности: настоящие и глубокие, потому что, благодаря им и с их помощью, мы способны прийти к осознанию всепоглощающей роли Всевышнего в нашей жизни. Только тогда мы сможем понять, что мы и есть Его творения, всецело зависящие от Него.