Вопрос:
Уважаемый рав!
В Израиле только что было сформировано новое правительство во главе с Нафтали Бенет. Скажите, как долго оно, по Вашему мнению, продержится?
Ответ:
Отвечая на Ваш вопрос, приведу притчу Раби Симхи-Бунима из Пшисхи. Она была рассказана во времена Наполеоновских войн. Тогда французская армия напала на Россию, и все гадали, на чьей стороне окажется победа. Многим казалось, что армия Наполеона сильнее, солдаты лучше подготовлены и вооружены, и поэтому им с легкостью удастся покорить Россию.
Рав Симха думал иначе, он был уверен, что российская армия сможет одолеть и прогнать французов. Он говорил: «Послушайте-ка вот такую историю».
Один богатый князь увлекался лошадьми. Он тратил на свою конюшню немало денег, выписывал лучших жеребцов из-за морей, из далеких арабских стран, отыскивал самых красивых и сильных в Европе и покупал для своей коллекции. Лошади у него были из Персии и Бельгии, из Франции и Турции.
Как-то раз решил он прокатиться по округе. Запряг карету четверкой своих лучших лошадей и тронулся в путь. Ехал сначала по городу, потом свернул на проселочную дорогу. Дело было после дождей, стояли лужи. В одной из них карета увязла. Кучер стал хлестать лошадей, но они, хоть и рвались, не могли выбраться из грязи.
Сидит князь в карете и не знает, что делать…
И вот мимо едет бедняк на своей старой телеге, запряженной парой самых простых лошадок. К великому удивлению застрявших, он легко обогнал их. Как это так? Как могут эти худые лошаденки проехать там, где застряли лучшие его жеребцы? Он кричит: «Остановись! Помоги нам выбраться!»
Бедняк слез со своей телеги, распряг лошадей, поставил своих на место княжеских. Сел вместо кучера, разок ударил кнутом — карета с легкостью выехала из грязи.
Богач не мог слова вымолвить от удивления, собравшись с силами он промямлил: «Ведь мои лошади лучшие во всём мире, я собирал только чемпионов со всех сторон света».
«Хочешь, расскажу тебе в чем тут фокус?» — спросил крестьянин. Дело в том, что мои лошадки пусть простые и худые, но выросли вместе, поэтому и заботятся друг о друге. Если одной из них достанется хлыстом, то и вторая поднапряжется и потянет изо всех сил, стараясь помочь. Твои же лошади собраны из разных стран, и каждая была королевой у себя дома. Они соревнуются между собой, не любят друг друга и только ищут повод показать, кто из них самая лучшая. Они не росли вместе, ничто их не связывает: ни общие воспоминания, ни общие цели. А если одна и старается вытянуть повозку, то остальные три назло ей будут мешать.
«Так и у Наполеона, — говорил Раби Симха. — Отличная армия, отобраны и натренированы лучшие солдаты со всей Европы». Но они не росли вместе, они не помощники друг другу, иногда у них даже общего языка нет. А в армии Российского императора солдаты поплоше, обучены и вооружены, возможно, похуже, но их объединяет общая земля и дружба.
То же мы можем сказать и о новом правительстве. У партий нет ни одной общей идеи. Они объединились только ради возможности прийти к власти. Каждый только и ждет, когда споткнется его сосед. Такое правительство долго не протянет.