Тот, кто учится в детстве, похож на исписанный чернилами новый лист пергамента. А тот, кто учится в старости, похож на исписанный чернилами стертый лист пергамента.
Пиркей Авот
В «Авот дераби Натан» (глава 23) это высказывание приводится от имени раби Элиэзера бен Яакова. Рабан Шимон бен Гамлиэль добавляет к сказанному: «Тот, кто учит Тору в детстве, похож на молодого парня, который женится на молодой девушке. Она подходит ему, и он подходит ей, она приближается к нему, а он приближается к ней, как сказано: “Лань возлюбленная и прекрасная серна, всё время размышляй о любви к ней”. Но тот, кто учит Тору в старости, похож на старика, который женится на молодой девушке: она подходит ему, но он не подходит ей. Она к нему приближается, а он от нее отдаляется. И сказано: “Как стрелы в руке воина, так дети, рожденные в молодости. Счастлив человек, который наполнил ими свой колчан”. И еще сказано: «Сказал раби Неорай: “Тот, кто учит Тору в детстве, похож на теленка, которого приручили в малом возрасте, как сказано: “А Эфраим прирученная телица, любит молоть” (Ошеа 10:11). А тот, кто учит Тору в старости, похож на корову, которую приручили в старости, как сказано: “Ведь, как бунтующая корова, бунтовал Израиль” (Ошеа 4:16). Сказано (Шабат 21б): «Сказали ученики Абайе (этот закон) от имени раби Йоханана, и он принял, и сказал: “Если бы я удостоился, я бы учил так этот закон изначально”. Раши разъясняет, что то, что учат в детстве, больше остается в памяти, чем то, что учат в старости.
А тот, кто учит в старости, похож на исписанный чернилами стертый лист пергамента. Раши разъяснял, что тот, кто начинает учиться в старости, быстро всё забывает, как надпись на стертой бумаге бывает непрочна и быстро стирается. В «Мивхар а-Пниним» приводится такое сравнение: тот, кто учит Тору в детстве, – это как узор, высеченный на камне. А тот, кто учит в старости, – это как узор, нарисованный на песке. Подует ветер и развеет его.
А рабейну Йона писал, что всё же не следует старику говорить: «Я уже как сухое дерево: Тору, которую я выучу, – не запомню. Зачем мне трудиться напрасно?» Ведь он всё-таки заслуживает награды за то, что прилагал усилия и выполнял заповедь. Это похоже на то, как один человек нанял рабочих, согласовал с ними оплату, дал им дырявую бочку и велел наполнить водой. Один из рабочих был глупцом и сказал: «Какой смысл делать эту работу? Всё, что туда наливают, вытекает обратно». А умный рабочий сказал: «Какая мне разница? Главное, что мне заплатят!» Один учит больше, другой меньше. Главное, чтобы делал это во имя Небес (Менахот 110а).
Если взять буквы, стоящие перед буквами слова лев (сердце), получится слово ах (только – т.е. уменьшение). А если взять буквы, стоящие после букв слова лев, получится слово гам (тоже – т.е. прибавление). Сколько бы у него ни получилось выучить, он получит за это награду. Но главное, чтобы в центре было сердце – лев, направленное к Небесам.