В трактате Гитин1 Талмуд рассказывает о том, что в Израиле во времена царя Яная были города с огромным числом жителей. При этом задаётся вопрос: как такое могло быть, если совершенно очевидно, что на данной территории физически нет возможности разместить так много жителей? И Талмуд даёт на это следующий ответ, обращаясь к образу, который использовал пророк Ирмияу, говоря о Земле Израиля.
В своих словах пророк назвал ее «землёй оленя», подразумевая красоту этого животного. И в то же время здесь содержится интересный намек: пока олень жив, его кожа облекает все его тело, но, если снять с него кожу, она больше не сможет вместить в себя его, потому что сжимается.
И Маараль объясняет: Талмуд имеет ввиду, что у Земли Израиля есть чудесная особенность, в то время, когда еврейский народ находится на ней, она оживает и становится духовной, далеко выходя за пределы физических границ.
То же самое происходило и в Иерусалимском Храме, когда в Йом Кипур к нему со всей страны стекался народ. При том, что не оставалось свободного места, когда люди молились стоя, в момент, когда надо было опуститься на колени и простереться на полу Храма, это оказывалось возможным. Подобное происходило и с Ковчегом Завета, который стоял в Святая Святых: в Талмуде2 сказано: «Место Ковчега не имеет измерений». Это значит, что Ковчег не занимал физического места3.
А вот какую уникальную особенность Земли Израиля отмечает Тора в главе Экев:4
«Страна, в которую вступаешь ты, чтобы овладеть ею, не как страна египетская она, из которой вы вышли, где посев, который ты посеял, поил ты с помощью ног твоих, как огород… Страна гор и долин, из дождя небесного пьет она воду. Страна, о которой Бог, Всесильный твой, заботится всегда; глаза Бога, Всесильного твоего, на ней от начала года и до конца года».
В земле египетской, как и в других землях, не было никакой связи между духовным уровнем народа, жившем на ней, и самой землей: вырыл каналы — будет орошение, нет — не будет. В земле же Израиля многое зависит от духовного уровня жителей. Если евреи выполняют заповеди Творца, Он дает дождь, как сказано:5
«Если послушаетесь заповедей моих, которые я заповедую вам сегодня, чтобы любили вы Бога, Всесильного вашего, и служили Ему всем сердцем вашим и всей душой вашей, то дам Я дождь стране вашей в срок: дождь ранний и дождь поздний, и соберешь хлеб твой и вино твое, и оливковое масло твое, и дам Я траву на поле твоем для скота твоего, и будешь есть и насыщаться».
Это говорит об особой связи между Землей Израиля и еврейским народом и взаимозависимости между его духовным состоянием и благосостоянием земли, в сущности, об уникальном характере Земли Израиля, которая реагирует на духовные усилия своих обитателей и способна процветать в ответ на их верность Торе и заповедям Всевышнего. Но если проживающие на ней совершают неподобающее, страна исторгает их. Тора остерегает:6
«Берегитесь, чтобы не обольстилось сердце ваше, и сошли вы с пути, и не служили богам чужим, и не поклонялись им, — чтобы не возгорелся гнев Бога на вас; и замкнет Он небеса, и не будет дождя, и земля не даст урожая своего, и исчезнете вы быстро из страны хорошей, которую Бог дает вам».
Тора буквально воспевает землю, в которую Бог привел народ Израиля, называет ее «страной водных потоков, источников и родников, бьющих в долинах и в горах», «пшеницы и ячменя, и виноградных лоз, и смоковниц, и гранатовых деревьев», «масличных деревьев и меда», обещая еврейскому народу, что, исполняя заповеди, он ни в чем не будет иметь недостатка.7 Но если евреи начинают грешить, весь этот земной рай превращается в пустыню, как мы читаем в недельной главе Бехукотай:8 «И опустошу Я страну вашу, и изумятся ей враги ваши (то есть будут поражены ее бесплодностью), которые поселятся в ней».
Рамбан, который в 1267 году переехал из Испании в землю Израиля, написал своей семье, об удручающей картине, которую увидел там своими глазами: «Что я могу сказать вам о земле, так как она велика в заброшенности и большом опустошении… Все святое более разрушено, чем то, что рядом с ним. Иерусалим больше всего, и земля Иудеи больше, чем Галилея… В Иерусалиме только два брата (еврея) красят… И к ним собираются до числа молящихся в субботы».
Однако интересно, что тот же Рамбан в одном из своих комментариев, говоря о запустении в Святой Земле, торжествует, видя в этом большую надежду:
«С тех пор, как мы покинули её, ни одна нация или язык не приняли её, и все стараются ее заселить, но у них нет силы от Бога».
Подобным же образом вторит ему Рабби Бахья:
«…И это великий знак для Израиля, что с тех пор, как они были изгнаны оттуда, ни одна нация вообще не поселилась там, но она (страна) была опустошена и в запустении, пока её дети не вернутся в неё».
А когда евреи вернуться в свою землю, она снова превратиться в райский сад. И так сказано в Талмуде (трактат Санедрин9):
«Сказал рабби Аба: нет более явного признака близкого прихода Машиаха, чем то, что земля Израиля начинает заново давать свои плоды».
В заключении хотелось бы привести слова наших с вами современников с сайта National Geographic:10 «Израиль, известный как “земля молока и меда”, действительно дом для множества фруктов и овощей. Фермеры в Израиле выращивают все, от яблок и груш до дынь и арбузов, а также множество тропических фруктов, таких как манго, папайя, гуава и другие».
Да удостоит нас Творец вскоре, в наши дни, увидеть Землю Израиля со всеми ее благословениями во всей божественной красе и чтобы наконец она наполнилась миром! И пусть удостоит нас Всевышний прихода праведного Машиаха!
Сноски
- Гитин, 57а.
- «Мегила», 10б.
- Согласно Книге Мелахим, Святая Святых, комната, в которой находился Ковчег, насчитывала 20 локтей в ширину. Однако талмудическое предание гласит, что с каждой стороны от Ковчега было по 10 локтей до стены. Если и то, и то верно, получается, что сам Ковчег не занимал вообще никакого места.
- Дварим, 11:10-12.
- Там же, пасуки 13-15.
- Там же, пасуки 16-17.
- Дварим, 8:8-9.
- Ваикра, 26:32.
- Санедрин, 98а
- Ст. «Израиль: земля молока и меда».