Вопрос:
Что стало с ковчегом при разрушении 1го Храма? Правда ли, что его спрятал пророк Иеремия?
Ответ:
По отношению к вопросу о судьбе Ковчега Завета после разрушения Первого Храма в Талмуде представлены две точки зрения.
Одно из этих мнений гласит, что царь Йошиягу, который правил еврейским государством перед разрушением Храма (639-609 гг. до н.э.), получил пророческое предупреждение о предстоящем нападении Навуходоносора и решил спрятать Ковчег. Это решение было обусловлено его интерпретацией текста из Дварим (28:36), где говорится: «Уведет Господь тебя, и царя твоего, которого поставишь над собой, к народу, тебе неведомому».
Важно отметить, что по утверждению мудрецов, Ковчег был спрятан в специальной комнате, известной как комната дров. Это место использовалось коэнами для проверки дров на наличие червяков, поскольку дрова с червяками не могли быть использованы на жертвеннике. В Мишне (трактат Шкалим) описывается история о том, как один из коэнов заметил, что один из камней пола отличается от остальных. Он пошел сообщить об этом своим братьям, но внезапно умер. Это было наказанием за его непочтительное отношение к Ковчегу. Согласно этой версии, Ковчег до сих пор находится где-то на территории Храмовой горы.
Другое мнение, представленное в Гемаре, утверждает, что Ковчег был захвачен вавилонским царем Навуходоносором и, вероятно, впоследствии попал в Рим. Таким образом, согласно этой теории, Ковчег в наши дни может находиться в Риме, возможно, в подземельях Ватикана.
Вы также упомянули мнение, согласно которому Ковчег спрятал пророк Иеремия. Это мнение приводится в Книге Маккавеев (II Маккавеев, 2:4-7). Однако стоит отметить, что Книга Маккавеев считается внеканонической, и когда ее содержание противоречит Талмуду, мы должны полагаться на последний.