«Если возьму что-нибудь у тебя».
Берешит (14:23)
Из того, что наш праотец Авраам отказался взять себе что-нибудь из имущества, принадлежавшего жителям Сдома, Рамбам (Авот, 5:19) делает вывод о том, что наш праотец был наделен очень важным качеством – умением довольствоваться малым, «и это цель – качество удовлетворенности. Пусть оставит человек большие деньги и не пользуется ими даже для малой вещи».
Сказано в Гмаре (Трактат Бейца, 32): «Каждый надеющийся на стол своего товарища – мир темнеет для него». И объяснил Рабейну Йосеф Хаим, благословенна память праведника, из Багдада: заработок называется светом. А у кого заработок не свой, и он надеется на свет других людей, мир темнеет для него. Ведь если мы к слову “свет” добавим слово “надеется”, получим гематрию слова “темнота”… Еще спрашивал он, почему сказано «каждый надеющийся на стол товарища», а не «каждый надеющийся на стол других?» И объяснял это историей из жизни.
История о двух разорившихся богачах, которые были вынуждены собирать подаяние, чтобы купить кусок хлеба. Стыдно было им протягивать руку в своем городе, и они блуждали по дорогам, собирая пожертвования в других городах.
Пришли они как-то в один город и стали стучаться в двери домов. В одном из богатых домов дал хозяин одному из них медную монету, а второму – двести золотых динаров. И когда вышли они из этого дома, разразился бедняк, получивший двести динаров, горькими слезами. Удивился его товарищ: «Почему ты плачешь, ведь счастье улыбнулось тебе, и ты получил двести динаров! Почему до сих пор ты не плакал, а сейчас разразился морем слез?» Ответил ему товарищ: «Один вопрос объясняет другой. Почему ты не спросил, отчего он дал мне двести динаров, а тебе – только медную монету?» «Хотел я спросить, но удержался, – сказал ему товарищ, – боялся, что ты подумаешь, будто завидую тебе». «Что ж, расскажу тебе. Знай, что когда я был богат, то посылал этому человеку большие партии товара, и он получал деньги за посредничество. Я был богачом, а он только агентом… А сейчас он узнал меня и открыл мне свою руку. Как же мне не стыдиться, как не плакать?! С другими, к кому я протягиваю руку, я не знаком, и они не знают меня, но не так это в случае, когда я надеюсь на подаяние знакомых со мной издавна».
Об этом и говорится: «Каждый надеющийся на стол товарища», знакомого издавна, «мир темнеет для него».
И мы просим: «Владыка мира, пожалуйста, пусть мы не будем нуждаться в подарке человека – ни товарища и ни человека, чужого нам, но только в Твоей руке, полной и щедрой, богатой и открытой».
Рассказывается в книге “Ховот алевавот”: один хасид пришел на рынок купить некий предмет. Был в магазине торговец, который хотел купить тот же предмет. Сказали хозяину магазина: «Продай хасиду, ибо он богобоязнен и учит Тору!» Сказал хасид: «Я не нуждаюсь в твоих уступках, я пришел купить товар за мои деньги, а не за мою Тору». И пошел купить предмет в другом месте.