in ,

Легкий, как орел, и бегущий, как газель

image_pdfСохранить в PDFimage_printПечатная версия

«И будешь есть мясо… как газель, и как оленя» (12:15).

Мишна в трактате Пиркей Авот (5:20) гласит:

«Йеуда бен Тейма говорит:Будь дерзким, как леопард, легким, как орел, бегущим, как газель, и могучим, как лев, чтобы исполнять волю Отца твоего небесного».

Таким образом, мудрец хочет преподать нам урок, приводя в пример качества разных животных, которые нам следует выработать для служения Б -гу.

В книге «Михтав Софер» задается следующий вопрос. Расторопность – это очень важное качество, которое человеку следует использовать в служении Всевышнему. А наш мудрец из Мишны приводит в пример двух животных, у которых, на первый взгляд, присутствует одинаковое качество: орел умеет быстро летать, а газель – быстро бегать. Следовательно, у них обоих есть схожее свойство. Почему же автору этой мишны понадобилось приводить в пример этих животных?

Он отвечает, что причина этого заключается в том, что в служении  Б -гу существуют два разных пути. Встречаются люди, готовые погружаться в служение днем и ночью, изучать Тору и исполнять заповеди, но при этом они целиком сосредоточены на своих чувствах. Такой человек ни на секунду не отвлекается, чтобы задуматься о том, что происходит у соседа, у товарища, сидящего напротив, или у другого молящегося в синагоге. Он не интересуется ни духовным, ни материальным состоянием окружающих, а думает лишь о себе. У такого человека есть большой недостаток в служении Творцу.

По-настоящему совершенный человек, с одной стороны, постоянно трудится, чтобы укрепиться в Торе и трепете перед Небесами, но вместе с тем думает также и о ближнем – ему важно, чтобы тот тоже совершенствовался в служении.

Такой подход, – продолжает «Михтав Софер», – мы находим в святой книге Зоар (глава Шмот): «Желание еврейского народа в том, чтобы, когда Господь, не дай Б -г, удаляется от своего народа, чтобы Он это делал как газель. Сказал раби Шимон: нет такого животного в мире, которое вело бы себя подобно газели. Когда она убегает, то спустя короткое время оборачивается и смотрит назад, туда, откуда ушла. Она всегда оглядывается назад. Так сказали евреи: «Владыка мира! Если уж из-за наших грехов Ты уходишь от нас, да будет воля Твоя на то, чтобы ты убегал, как газель, которая оборачивается к месту, которое оставила». Об этом написано: «Так и это, когда они на земле врагов их, не отвергну их и не отвращусь от них, чтобы истребить их».

Иными словами, у газели есть особое качество – когда бежит, каждые несколько метров она оборачивается назад, чтобы взглянуть, что творится позади нее. Так и Всевышний, даже пребывая на Небесах, всё время смотрит на нас и оценивает наши действия. Об этом сказал царь Шломо в Песне Песней (2:9): «Похож Возлюбленный мой на газель» – Творец, хотя и находится очень высоко от нас, всё же каждое мгновение смотрит, что тут у нас происходит. Следовательно, – продолжает «Михтав Софер», – когда мудрец Мишны хочет укрепить человека и советует ему брать пример с газели и с орла, это не повторение одного и того же. С одной стороны, нужно быть «легким, как орел» – всё выше и выше подниматься в небо, расти и перешагивать с одной ступени на другую. Еще изучение Торы, еще заповеди, еще исправление личных качеств. Но этого мало: нужно быть еще «бегущим, как газель», то есть стоять обеими ногами на земле и, подобно газели, оглядываться назад. Интересоваться, как дела у товарища и соседа, не нужна ли им духовная или материальная помощь. Только при соединении двух этих качеств можно достичь совершенства!

Этим мы можем объяснить стих: «И ешь мясо… как газель, и как оленя». Если Всевышний позволяет тебе есть мясо, веди себя, как газель, которая оборачивается и смотрит назад – не ешь один и считайся с другими людьми. Заботясь о других, нужно выяснить, в чем они на самом деле нуждаются, и что приносит им пользу. Нельзя допустить того, чтобы все действия приносили блага прежде всего дающему человеку.

Закончим эту тему историей, призванной проиллюстрировать сказанное.

Три брата встретились и стали спорить, кто из них лучше всего помогает их пожилой матери. Первый сказал: «Я построил для нее такой огромный дом, что у нее на каждый день в году есть отдельная комната». Второй сказал: «А я купил для нее целый автопарк с водителями, чтобы они обслуживали ее в любое время». Третий сказал: «У меня нет столько денег, как у вас, и с моими жалкими доходами мне было нечего ей купить. И тогда я прислал ей одну монетку песо из Аргентины. Это все деньги, что у меня были». Второй брат усмехнулся: «Скажи, разве ты не читаешь экономические новости? Что мама будет делать с твоим аргентинским песо? В наше время оно почти ничего не стоит». Первый брат тоже прикрикнул на него: «Действительно, братец, где же твое уважение к родителям?»

Спустя некоторое время, пришло письмо от матери: «Спасибо вам всем за подарки, мои любимые. Первенец мой, спасибо тебе за построенный дом, но для меня он слишком велик, я чувствую себя в нем одинокой. Второй мой сын, спасибо за машины, но мне и одной хватило бы, чтобы раз в неделю съездить в центр города. Младший мой сын, огромное тебе спасибо! Как же тебе удалось вспомнить, чего мне не хватает в коллекции монет, мой любимый?»

Иногда мы хвалимся тем, что смогли дать другим, но на самом деле даем лишь то, что мы сами хотим, а не то, в чем они действительно нуждаются. Нам нужно знать, чего хочет ближний, и чем его желания отличаются от наших, и помогать ему в том, в чем он нуждается.

Report

What do you think?

Добавить комментарий

Тарелка макарон, спасшая шестьдесят детей

Как услышать похвалу о себе?