«И было, когда в путь выступал ковчег, говорил Моше: Встань же, Г-споди, и рассеются враги Твои, и обратятся в бегство ненавистники Твои от лица Твоего. А когда останавливался, говорил: Обратись, Г-споди, к мириадам тысяч Израиля» (Бемидбар, 10:35).
Эти два стиха в Торе выделены – в их начале и конце стоит перевёрнутая буква «нун». С какой целью Тора выделила эти стихи? Раши приводит из слов Талмуда (Шаббат, 106а): Тора выделила эти стихи, для того чтобы показать, что они были написаны «не на своём месте» (они должны были бы быть написаны в главе Бемидбар, где рассказывается про переходы еврейского народа). Почему же Тора написала эти стихи именно тут? Они написаны тут, чтобы разделить между бедствием, о котором рассказывается до них, и бедствием, изложенным после них. Объясняет Талмуд: бедствие, рассказанное после этих стихов, это грех «жалующихся» (сетование евреев на тяжёлую дорогу в пустыне и на отсутствие мяса в «их ассортименте»). А бедствие до этих стихов – это грех, на который намекает Тора, говоря (33-ий стих): «И тронулись они от горы Г-сподней в трёхдневный путь». В этом стихе есть намёк на то, что евреи тронулись в путь и отошли от горы Синай с лёгкостью и даже определённой радостью, подобно ребенку, который с радостью убегает из школы по окончанию занятий.
В Талмуде приводится также мнение Раби (раби Йеуда а-Наси), который говорит, что эти два стиха являются отдельной книгой (отдельным «хумашом»). Для того чтобы отметить их как отдельную книгу, Тора выделила их. Таким образом, по мнению Раби, Тора разделена на 7 книг, в то время как, по мнению мудрецов, спорящих с ним, – на 5 книг.
Однако нам необходимо понять: в чём была особенная суровость этих грехов, что было необходимо разделить между ними. А также: почему Тора выбрала именно эти стихи для разделения. Мнение Раби также требует разъяснения: в чём особенность этих стихов, что они являются отдельной книгой, ведь у каждой книги своя суть и своя тема.
Обратим внимание, что у этих двух грехов есть «общий знаменатель»: сами по себе действия не были нарушениями запретов Торы. Ведь в Торе нет запрета быстро и с лёгкостью уходить от горы Синай, также в Торе нет запрета жаловаться. Суровость этих грехов заключается не в самих действиях, а в том, что они продемонстрировали недостаток – недостаток любви к Г-споду и Его Торе. Ведь тот, кто рад Его Учению, не покинет с лёгкостью место, где оно было даровано, а тому, кто любит Творца, не помешает отсутствие мяса в дороге, по которой ведёт его Всевышний к Земле, Им обетованной.
В стихах же, разделяющих эти два греха, говорится о том, что Творец находится постоянно с евреями, в каком бы положении они не находились (будь то во время движения, будь то во время стоянки), что показывает о безграничной любви Творца к Его народу. Этой любви под силу разделить между двумя грехами и привести, в конце концов, к истинной близости между нашим народом и Творцом. Эта тема, несомненно, может являться важной темой для одной из книг Торы.
Этот материал был опубликован на сайте «Беерот Ицхак«