Чтобы понять сущность Йом Кипура
В последней мишне трактата Йома сказано: «Сказал рабби Акива: Счастливы вы, сыны Израиля! Пред кем вы очищаетесь и кто очищает вас? Отец ваш в небесах, как сказано: “И окроплю вас водою чистою, и очиститесь вы от всей скверны вашей” (Йехезкель, 36:25), и говорит Ирмиягу: “Господь, миква Израиля” (17:13). Как миква очищает оскверненных, так Святой, благословен Он, очищает Израиль!».
Чтобы раскрыть смысл этой мишны и лучше понять сущность Йом Кипура, зададим 3 основных вопроса:
1) почему важно различать два аспекта: «перед кем вы очищаетесь» и «кто очищает вас»?
2) почему было необходимо привести в мишне не один стих, а два?
3) как Рабби Акива использует слова Ирмиягу? Ведь используя слово «миква», пророк не имеет в виду ту микву, в которой окунаются. Это слово у него здесь имеет иное значение — «надежда» (от слова «тиква»): пророк желает сказать, что Господь – Он надежда всего народа Израиля. Так единодушно комментируют этот стих все комментаторы.
Два вида очищения от духовной нечистоты
Чтобы ответить на эти вопросы, прежде всего обратим внимание на то, что Тора предусмотрела 2 возможности очиститься от духовной нечистоты.
Обычно человек может погрузиться в микву и таким образом очиститься самостоятельно.
Однако, когда осквернялись телом мертвого человека (во времена Храмов), для очищения от такой сильной духовной нечистоты необходимо было окропление водой с пеплом красной коровы.
От нечистоты трупа невозможно очиститься самостоятельно, необходимо очищение с Небес — потому что нечистота, связанная с соприкосновением с мертвым, гораздо сильней окутывает человека. А из-за греха Адама нет никого, кто жил бы вечно – каждый в свое время умирает, становясь из-за этого мощным источником духовной нечистоты. И от такой нечистоты мы не можем очиститься сами.
Так же и от греха
Подобное же и с очищением от греха. Чтобы очиститься от него, с одной стороны, нужно раскаиваться в грехе, молиться Господу, прося прощения. Но, поскольку сделанного не вернуть и сами мы не можем стереть прошлое, этого недостаточно — и тут нужно «вмешательство» Творца.
Йом Кипур – это день очищения от грехов. И в этот день необходимы 2 вышеупомянутых вида очищения.
С одной стороны, в этот день мы молимся и раскаиваемся, но этого недостаточно – нужно, чтобы нас еще очистил Всевышний.
Теперь нам понятны слова Рабби Акивы «перед кем?» — это сказано о наших молитвах и раскаянии, а вопрос «кто?» — намекает на то, что мы не можем самостоятельно очиститься от наших грехов.
Об этом же говорят 2 стиха.
Стих «Господь, миква Израиля» говорит об усилиях человека отвернуться от греха и возвратиться к своему Отцу.
Слова же «И окроплю вас водою чистою» напоминают о вмешательстве Творца, без которого очиститься нам не под силу.
Два значения слова «миква»
Теперь попытаемся понять, почему Рабби Акива использует другой, чем Ирмиягу, смысл слова «миква».
Дело в том, что рабби Акива обратил внимание на то, что пророк употребил здесь слово, у которого в Писании 2 смысла: «собрание вод» (как в Берешит) и «надежда».
Рамхаль говорит, что надежда как упование на Всевышнего – самое большое достоинство человека. Потому что, надеясь на Господа и уповая на Него, народ Израиля законно возлагает все надежды на своего Отца Небесного. А когда все чаяния устремлены к Нему, когда человек все свои желания концертирует на том, чтобы быть ближе к своему Отцу, он таким образом отдаляется от греха.
Так и каждый из нас, обратив все свои взоры к Творцу в Йом Кипур, удостоится тем самым очищения от греха.