Мне нравится писать, но иногда бывает неохота. Обычно находится какая-нибудь уважительная причина: домашние хлопоты, хорошая погода для прогулки или захватывающе интересная книга. Но для личностного роста нам порой приходится заставлять себя делать то, что не хочется.
Это очевидно в любом творчестве. Практика необходима, чтобы поддерживать форму и становиться еще лучше. В этой связи хотелось бы процитировать слова известного скрипача Яши Хейфетца:
«О том, что я не играл один день, буду знать только я. Если я пропущу два дня, узнают критики. Если я не играл три дня, узнает вся публика».
Насколько мне известно, этого правила придерживаются также в спорте и в религиозной практике, что уже ближе к теме моей публикации.
Еще на этапе приобщения к ортодоксальному иудаизму, мне помнится, как я поинтересовалась у близкой подруги, глубоко верующей женщины, какой религиозный восторг она должна была испытывать в своих ежедневных молитвах. Как-никак, ведь мы обе должны были иметь возвышенное представление о Всемогущем Боге, Творце Вселенной, о созидательной силе слова и истинной святости всего и вся? Мне тогда было около двадцати и я была идеалисткой, а она – верующая мать нескольких малых детей. Разговор был примерно таким:
Она: «Ну, обычно я бормочу молитвы механически, в полубессознательном состоянии».
Такое откровение меня поразило. Осознание пришло позже, когда я сама стала матерью нескольких детей. Но слова ее затронули куда более глубокую тему, касающуюся соблюдения традиционных религиозных аспектов в жизни еврея.
Иудаизм это во многом религия практики, действия. Просыпаясь утром, я благодарю Бога за то, что Он создал меня и дал мне еще один день жизни. Затем я совершаю омовение рук и читаю утренние молитвы (иногда я делаю это немного погодя).
Повторяющиеся изо дня в день действия становятся рутиной. И тогда, действительно, священный ритуал может превратиться в нечто механическое. Происходит то, что чувственная, эмоциональная составляющая духовности, привлекающая большинство людей, вдруг отделяется от физической составляющей. Вы просыпаетесь однажды утром и осознаете, что делаете это, так сказать, для галочки.
![Courage to succeed personal growth concept as a person standing on an arrow road shaped as a human face and head over dangerous water as a hope metaphor for individual guidance and pathway to salvation from obstacles.](https://imrey.org/wp-content/uploads/2016/12/Depositphotos_53758871_m-2015.jpg)
Я знаю. Со мной было то же. Иногда я ловлю себя на мысли, что мои действия происходят механически.
Что же, настало время отказаться? Не торопитесь.
Мой раввин как-то сказал, что когда молиться не получается, я должна пересилить себя. Даже если я чувствую полную отрешенность от того, что делаю. Почему? Потому что наступит день, когда мне захочется молиться, и если я потеряю свои навыки, то не смогу соединиться с Богом через молитву. Он станет для меня настолько чуждым, что помешает мне установить связь.
Усердной молитвой, даже в период духовного голода, я как бы поддерживаю каналы связи в рабочем состоянии. Я пропалываю сорняки в своем саду, хотя время собирать плоды моих трудов пока еще не пришло.
Не отступая, я продолжаю совершенствоваться, как музыкант, разучивающий сложное произведение.
Из этого не следует, что быть духовным зомби есть хорошо. Я могу упрекнуть себя за то, что не могу достаточно сконцентрироваться на утренней молитве сегодня, но ведь ничто не мешает мне попытаться стать лучше завтра.
Мы несовершенны, и это не страшно. Когда Яша Хейфетц впервые взял скрипку в руки, он не был виртуозом. На оттачивание мастерства исполнителя ушли годы.
Музыканту, как и мне, иногда случается спотыкаться в одном и том же месте музыкального пассажа. Ошибка происходит снова и снова. Каждый раз! Раздражает? Конечно! Но меня мотивирует желание наконец-то сыграть это красивое произведение, на радость себе, чтобы испытать удовольствие от достижения, но также, чтобы мою музыку услышали другие.
Во так у меня периодически бывает чувство «спотыкания» на мицве, что не может не разочаровать. Но я не сдаюсь, потому что знаю, что Тора это план к спасению, а мицвы – спасательный круг. Совершая мицву не на должном уровне, как мне хотелось бы, я всё еще несу в мир свет и позитив, приближая его намного ближе к совершенству.
Только представьте, каким чудесным мог быть наш мир, если бы мы все придерживались иудаизма настолько искусно, как Яша Хейфетц играл на скрипке.