Пострадавший в пожаре собор все еще хранит бесценные произведения искусства, рассказывающие о судьбе еврейского народа во Франции.
На прошлой неделе мир был потрясен, увидев бушующее пламя и огромные клубы дыма над крышей знаменитого собора Нотр-Дам. Когда этот жуткий пожар удалось локализовать, а затем потушить, стало ясно, что собор лишился шпиля и крыши. Люди со всех концов света выражали соболезнования Франции, воспринимая произошедшее как значительную утрату для общемирового религиозного и культурного достояния.
Нотр-Дам-де-Пари, который начали строить еще в 12-м веке, дает представление о том, какой была жизнь там 8 веков назад. Когда строительство завершилось, подавляющее большинство населения было еще неграмотным, а многие люди жили в состоянии, которое сегодня оценили бы как крайнюю нищету. Многие из тщательно продуманных фризов, статуй и витражей собора, в первую очередь, выполняли информационную, образовательную функцию, иллюстрируя библейские и другие связанные с религией истории, стремясь передать христианам средневекового Парижа важные послания.
Как это ни удивительно, но некоторые из самых выдающихся произведений искусства на фасаде Нотр-Дама касались жизни евреев во Франции.
Еврейская свадьба
Над главным дверным проемом собора находится фриз — рельефное изображение двух христианских святых, Анны и Иоакима, которые, как считается в христианстве, являются родителями Девы Марии, то есть фактически это бабушка и дедушка Иисуса по маме. А поскольку, как известно, эта семья была еврейской, художник, создавший фриз, использовал в качестве моделей местных евреев.
Необходимо сказать, никогда евреев особо не жаловали при дворе. Король Филипп II в 1182 году изгнал их из Франции, но через несколько лет они начали потихоньку просачиваться обратно, поселяясь в нескольких городах, маленьких и больших, включая Париж. Однако их деятельность была строго ограничена: в 1215 году Совет Латеранов, созванный Папой Иннокентием III, запретил евреям все виды деятельности, кроме ростовщичества и продажи старой одежды. Мало того, их принудили носить специальную одежду, довольно забавную, которая отличала их от христиан, одевавшихся более достойно.
А мы с вами можем узнать, как выглядела эта одежда парижских евреев, благодаря тем образам, что украшают Нотр-Дам в течение 800 лет, по сей день. Фрагмент фриза – на еврейской свадьбе типичные гости, в длинных одеждах и высоких заостренных шляпах.
Слева на фризе изображена свадьба Анны и Иоакима и, очевидно, точная копия средневековой французской синагоги. Раввин, который проводит церемонию бракосочетания, облачен в талит. Рядом с ним Ковчег Завета, в котором хранится свиток Торы, стопка книг и Нер Тамид — светильник, который должен был быть зажженным в синагоге постоянно.
На правой части фриза сами Анна и Иоаким приносят в синагогу пожертвования. Художник даже вырезал свиток Торы, который лежит на биме. Рядом два еврея погружены в беседу.
«Мои слезы текут рекой…»
В то время, когда создавался этот фриз, евреи Парижа, как и большой части Европы, подвергались беспощадным гонениям. В 1239 году папа Григорий IX направил письма всем церковным руководителям, а кроме того, королям Англии, Испании и Португалии, в которых выдвинул десятки обвинений против Талмуда и тех, кто его учит.
Зазвучали призывы уничтожать все издания этого святого труда. И нигде это не осуществлялось с таким оголтелым рвением, как в Париже.
3 марта 1240 года христиане — церковные служащие, врывались в синагоги по всей Франции, а это был Шабат, и синагоги были полны. В тот день французские евреи были вынуждены беспомощно наблюдать, как все священные тома Талмуда конфисковывали и увозили.
Французский король Людовик IX призвал провести над Талмудом суд. Четыре раввина защищали священные книги от ряда выдвинутых обвинений -неудивительно, что в результате они погибли, а Талмуд был обречен на сожжение.
17 июня 1242 года на Гревскую площадь Парижа, которая неподалеку от Нотр-Дама, привезли 24 повозки, нагруженные томами Талмуда — в общей сложности около 10 000 книг: все копии Талмуда, существовавшие в то время во Франции, о которых только было известно. И там они были публично сожжены.
Рабби Меир из Ротенбурга, известный как Маарам, был свидетелем этого варварского акта. Впоследствии он написал полный горя плач, там были такие слова: «Мои слезы текут рекой, которая уже достигла Синайской пустыни и могил Моше и Аарона. Есть ли другая Тора, которая могла бы заменить ту, что вы отняли у нас?»
Синагога и Экклесия
Есть на фасаде собора и две заметные статуи, запечатлевшие чувства христиан и евреев того времени. Справа — женщина, потерпевшая поражение; ее глаза закрыты, голова горестно склонена на грудь. Она держит сломанный скипетр, а Скрижали Завета выскальзывают у нее из рук. Под ногами, вся в пыли, лежит корона. Эта женщина олицетворяет Синагогу и положение иудаизма в то время.
Католическая церковь хотела, чтобы всякий, кто въезжал в Нотр-Дам, видел, что евреи здесь унижены, а с иудаизмом покончено. В подтверждение этого факта слева от Синагоги стоит изящно одетая женщина с чашей и скипетром, украшенном крестом, — безусловно, она торжествует. Имя этой женщины — Экклесия, и она представляет собой католическую церковь.
Эти аллегории христианского господства и еврейского унижения были настолько важны, что, когда во время Французской революции оригиналы соборных статуй были уничтожены, в 1800-е годы их полностью воссоздали в первоначальном виде.
Но и это еще не все. Над ними находится еще одно изображение евреев — Галерея царей, в которой представлены 28 царей древней Иудеи и Израиля. Они также были воссозданы после революции.
Евреи — «слуги королевской палаты»
В 1306 году французский король Филипп III сделал решительный шаг. Ему не хватало средств, и он решил наложить в своем королевстве арест на все имущество евреев. Это был не беспрецедентный случай: евреи в средневековой Европе имели статус Servi camerae regis – «слуги королевской палаты», и фактически считались собственностью короля. Они буквально принадлежали ему, а он мог поступать с ними как заблагорассудится.
22 июля 1306 года, на следующий день после мрачной еврейской даты Тиша бе-Ав (Девятое Ава), 100 000 евреев по всей Франции были арестованы и брошены в тюрьмы. Там они узнали, что приговорены к изгнанию: каждому разрешалось взять с собой только одежду, которая на нем, и очень небольшую сумму денег — всего 12 су на каждого.
В последующие месяцы король Филипп III продал с аукциона все имущество евреев.
Его приказ об изгнании было отменил король Людовик X, сын Филиппа III, но в 1322 году евреи все же были изгнаны окончательно и бесповоротно.
Лишь спустя столетия проживание во Франции перестало представлять для них опасность — территория французского королевства становилась все больше, включая в себя области, куда французские евреи бежали и где создали новые общины.
Можно увидеть своими глазами
Когда французские чиновники осматривали то, что осталось от Нотр-Дама после пожара, стало очевидно, что передний фасад собора практически не поврежден. Похоже, удивительные архитектурные свидетельства истории евреев в средневековой Франции, были спасены. И теперь они могут и дальше рассказывать нам и всему миру о жизни и силе еврейского народа.