Сказано в Пиркей Авот (3:14):
«Утренний сон лишает человека жизни в этом мире»
Это разъясняется в «Авот дераби Натан»[1]: «Что значит утренний сон? Не следует спать столько, чтобы пропустить время утреннего чтения молитвы “Шма Исраэль”, ведь если человек проспит это время, то не выполнит заповедь Торы. О нем сказано: “Дверь поворачивается на петле своей, а ленивый – в своей постели” (Мишлей 26:14)». То есть как дверь поворачивается на петле, но не отделяется от нее, так и ленивый «приклеен» к постели из любви ко сну. «Лень наводит дрему» (Мишлей 19:15) – так объяснял Ральбаг. Однако сказано (Брахот 62б): «Сон на рассвете для тела – как каление для железа» (так как он полезен организму и укрепляет его). Имеется в виду сон, предшествующий времени утренней молитвы. Но сон в более позднее время, когда можно пропустить время чтения «Шма Исраэль», лишает человека жизни в этом мире (Рашбац в «Маген Авот»).
Царь Шломо много говорил о ленивом. Ленивцу говорят: «Твой учитель находится в стране, иди и учи у него Тору». А он отвечает: «Я боюсь льва», как сказано: «Сказал ленивый: молодой лев на дороге» (Мишлей 26:13). Ему говорят: «Твой учитель уже прибыл в город. Иди и учи у него Тору». А он отвечает: «Я боюсь льва, который ходит по улицам». Ему говорят: «Твой учитель находится в соседнем доме». А он отвечает: «А если я пойду и дверь будет заперта?» Ему говорят: «Дверь распахнута!», как сказано: «Дверь поворачивается на петле». Когда он видит, что ему нечего больше возразить, он говорит: «Может быть, дверь открыта, а может, и заперта. Но я хочу еще немного поспать». И о нем сказано: «Доколе будешь лежать, ленивец! Когда встанешь ты от сна своего?!» (Мишлей 15:9). Решил ленивый встать, поставили перед ним еду. А он ленится положить кусок хлеба себе в рот, как сказано: «Положил ленивец руку в тарелку, но неохота ему поднести ее ко рту» (Мишлей 26:15). И еще о нем сказано: «Во время пахоты (когда холодно) ленивец не пашет, и захотел (урожая) во время сбора, но нет его» (там же, 20:4).
Раби Шимон бар Йохай сказал: «Тот, кто не учил Тору в детстве и хочет учить ее в старости, не преуспевает, как сказано: “И захотел (урожая) во время сбора, но нет его”. И сказано еще: “Проходил я мимо поля ленивца и мимо виноградника неумного” (там же, 24:30). Как поле, если его не распахивают и не засеивают, порастает колючками и сорняками; как виноградник, который не обрабатывают, порастает колючками и сорняками, так и изучающий Тору. Если он не будет вести диспуты и повторять изученное, то забудет даже начало главы и трактата. И станет говорить на запрещенное, что это разрешено, а на разрешенное – что запрещено». «И вот зарастет сорняком, и поверхность (поля) покроется колючками, и его каменная ограда разрушится» (Мишлей 25:31), так как он нарушил ограду Торы. Ведь Тора приобретается тяжелым трудом. А если человек прилагает должные усилия, чтобы учить Тору, его лицо становится светлым и приветливым, как сказано: «А мудрые засияют, как сияние небес, и приводящие других к выполнению заповедей как звезды будут вовеки» (Даниэль 12:3)[2].
[1] Глава 21.
[2] Мидраш Мишлей 1, глава 7.