Брит мила шаг за шагом
Арон Мосс
Заповедь
Бог повелел еврейскому народу: «На восьмой день будет обрезана крайняя плоть его» (Ваикра, 12:3). Акт обрезания знаменует завершение создания тела – важно, что это действие,которое должен совершить человек. И это учит нас, что наше духовное, эмоциональное, моральное и этическое совершенствование требует человеческих усилий. Бог не сделает это за нас.
Существует много отношений, через которые человек проходит в своей жизни. Большинство из них в какой-то момент заканчивается, сходя на нет по обоюдному желанию или прерываемые одной из сторон. Брит мила, ритуальное обрезание, это символ наших вечных отношений с Богом. Высеченный на плоти наших физических тел, знак союза никогда не перестанет действовать и не будет забыт, поэтому эта процедура и называется “брит мила” — “слово Завета”.
Читайте еще: Зачем евреям нужно обрезание?
Время и место
Церемонию брит милы проводят на восьмой день с момента рождения ребенка в любое время дня, от восхода солнца и до заката.
Если некие проблемы со здоровьем не позволяют провести процедуру на восьмой день, ее переносят на более поздний срок и делают сразу после того, как состояние здоровья ребенка становится стабильно хорошим.
Традиционно считается предпочтительным делать обрезание в синагоге после чтения утренних молитв.
Посланники — кватеры
Мать приносит новорожденного ребенка из дома туда, где будет проходить обрезание.
Затем заранее назначенные родителями женщина и мужчина выступают в качестве посланников, чтобы передать ребенка из рук матери в ту самую комнату, где произойдет обрезание. Эти посланники называются “кватеры”.
Обычно в роли кватеров выступает супружеская пара.
Мать передает своего ребенка женщине-посланнице, одетой в самую праздничную одежду, какая только у нее есть. Та, в свою очередь, передает мальчика мужчине-кватеру, который, надев свой талит (покрывало для молитвы), относит ребенка туда, где стоит кресло Элияу и будет проходить обрезание.
Когда оно уже завершено, кватеры возвращают младенца его матери таким же образом, друг через друга.
Читайте еще: Посланники родителей – «Кватеры»
Кресло для Элиягу
Существует традиция, которая заключается в том, чтобы на обрезании было особое кресло для пророка Элияу, «ангела Завета». Для этой цели во многих синагогах есть специально предназначенное кресло, красиво украшенное резьбой.
Кто-нибудь из присутствующих на церемонии удостаивается особой чести положить ребенка на это кресло пророка Элияу, пока моэль (человек, специально обученный проводить такую операцию) возглашает: «Вот кресло пророка Элияу, да будет он помянут добром…» Также моэль просит, чтобы Элияу стоял справа от него и защищал его, дабы вся процедура прошла в соответствии с буквой закона и не случилось ничего неподобающего.
Читайте еще: Кресло пророка Элиягу и приветствия входящему в обет при обрезании
Представитель отца – сандак
Один из участников брита удостаивается взять младенца со стула Элияу и передать его отцу. Отец, в свою очередь, помещает ребенка на колени сандака, его представителя, у которого ответственная миссия — держать мальчика во время обрезания.
Сандак садится, его руки дезинфицируют спиртом. Моэль указывает, как ему правильно сесть, и просит воздержаться от каких бы то ни было движений во время операции.
Само обрезание (Брит)
Отец ребенка стоит рядом с моэлем. Он берет в руки хирургический нож и передает его моэлю, говоря, что он назначает его своим посланником для выполнения обрезания. Нож чрезвычайно острый, с двойным краем, чтобы минимизировать боль.
Моэль произносит благословение: «Благословен ты, Господь, Бог наш, Царь Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и давший нам заповедь об обрезании».
Затем он приступает к операции.
Когда обрезание сделано, отец ребенка сразу говорит благословение: «Благословен ты, Господь, Бог наш, Царь Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам приобщать (ребенка) к союзу Авраама, отца нашего».
Все присутствующие отвечают: «Так же, как приобщился (этот ребенок) к союзу обрезания, пусть приобщится он к Торе, к хупе и к добрым делам!».
Имя ребенка
Есть и второй сандак, его называют «стоящим сандаком», который держит младенца, пока моэль читает благословения и дает ребенку имя. Благословения читаются над бокалом вина, и дважды, пока дается имя, моэль окунает свой мизинец в вино и символически капает крошечные капли в рот ребенку.
Праздничная трапеза
В честь обрезания принято устраивать трапезу для общины, чтобы подольше продлить праздничное настроение по такому знаменательному поводу.
Традиционно все, кто участвует в праздничной трапезе, должны омыть руки и сказать благословение на хлеб. Трапеза может быть любой и состоять из мяса, рыбы или молочных продуктов, но вино должно быть подано обязательно.
На праздничной трапезе принято давать цдаку и петь традиционные еврейские песни. Отец младенца рассказывает короткую двар Тора о значении обрезания.
В конце Биркат амазон, благословения после еды, добавляют 6 благословений, специально предназначенных для брит милы, в них пожелания добра и хорошего здоровья ребенку, его родителям, сандаку и моэлю.