«Ибо познал Я его, что заповедует он сыновьям своим и дому своему» (Вайера, 18:19).
Рамбан объяснял, что есть разные ступени в Высшем наблюдении Творца, благословен Он, над своими творениями.
Вот пример, на что это похоже: воспитательница детского сада, наблюдающая за всеми детьми, видит всех играющих детей, однако не вмешивается в их действия. Если ребенок упал, пусть встанет, если потерял что-то, пусть ищет. Но если царский наследник будет дан ей на воспитание, она отнесется к нему по-другому.
Подобно этому, чем ближе человек к Творцу и вернее исполняет Его Волю, наблюдение за ним со стороны Творца более пристальное, как написано: «не сводит глаз с праведника» (Йов, 36:7), «вот, глаз Всевышнего на боящихся Его» (Теилим, 33:18).
И тут важно подчеркнуть, что, конечно же, нет ничего, что происходило бы не по воле Творца, как пишет Рамхаль: «Он Сам непосредственно управляет всеми созданиями, все происходящее в мире происходит по воле Его и делается руками Его не случайно, не по законам природы или судьбы». Рамбан имеет в виду, что относительно праведника Творец проявляет более явное наблюдение.
Рассказывал раби Авраам Птаель: как-то на исходе Субботы возвратился раби Эзра Хамави домой. Спросила его рабанит: «Что ты хочешь поесть на четвертую трапезу?» Раби Эзра был человеком прямым и ответил: «Что я хочу? Арца маджадра (блюдо из отварного риса и чечевицы) со сливочным маслом и сметаной». Удивилась рабанит: «Ты действительно думаешь, что я сейчас стану варить это блюдо?» Ответил он: «Не дай Б -г, я этого не требовал. Ты спросила, что я хочу, я и ответил»… Удивилась рабанит. Она еще стояла и удивлялась, как раздался стук в дверь. Открыла она дверь и увидела плачущую повариху соседа-богача. Спросила ее: «Что с тобой, что случилось?» Рассказала та: «Моя госпожа попросила меня сварить маджадру, и я стала быстро варить ее в мясной посуде, а потом положила туда масло и сметану. Моя госпожа подняла крик, а господин сказал, что я сделала негодной посуду. Он хочет выбросить еду и уволить меня с работы. А я куда пойду? Вдова я, и много моих сирот зависят от меня!» И потоки слез вновь полились из ее глаз. Услышал рав ее слова, вмешался и спросил: «Когда в последний раз ты варила в этой посуде мясное блюдо?» Ответила вдова: «Около месяца назад». Спросил он: «А сметану и масло ты положила в кастрюлю?» «Нет, – ответила она, плача, – в кастрюле я варила только рис и чечевицу. А после переложила это в миску и положила туда масло и сметану». «Если так, – сказал рав, – иди, скажи соседу от моего имени, что нечего опасаться, сваренное блюдо пригодно к еде». «Он не поверит мне, – плакала вдова, – скажет, что не хочет сомнительного блюда».
Подумал рав и сказал: «Возьми мою тарелку, иди к моему соседу и принеси мне порцию маджадры. Скажи хозяину дома, что я хочу съесть ее».
Поспешила вдова, побежала изо всех сил, и через минуту вернулась, излучая счастье. Рав благословил еду и съел порцию до дна. «А что мне сказать хозяину?» – спросила повариха-вдова. «Расскажи, что видела своими глазами, как я ем это блюдо. И еще скажи ему: так сказал мудрец, будут есть смиренные и насытятся», – ответил рав. Просияло ее лицо, и она возвратилась в дом хозяина. Сказал рав жене: «Ты видишь, я хотел маджадру, и Всевышний послал мне ее»…