«Да не уподобится она тому мертвецу, что выходит из чрева матери своей уже полуистлевшей» (Бемидбар 12, 12)
Наши мудрецы в трактате «Недарим» (64, б) учат из этого стиха, рассказывающего о Мирьям, которая покрылась язвами проказы, что прокаженный считается как будто мертвым. Гемара добавляет, что существует четыре типа людей, которые считаются мертвыми: бедняк, прокаженный, слепой и бездетный. О каждом из них Гемара приводит доказательство из слов Торы. О том, что бедняк «как мертвец» мы учим из того, что Всевышний приказывает Моше вернуться в Египет: «Ибо умерли все, кто желает твоей смерти» (Шмот, 4, 19). Речь идет о Датане и Авираме, которые разорились, и поэтому считаются мертвыми, несмотря на то, что в то время были живы.
Из стиха, приведенного выше («Да не уподобится она мертвецу…»), Талмуд учит, что прокаженный считается мертвым. То, что слепец считается мертвым, Талмуд учит из стиха «Водворил меня во мрак, как давно умерших» (Эйха, 3,6) – тот, кто сидит во тьме и не может видеть, считается мертвым. А о бездетном Талмуд учит из обращения Рахели к Яакову (Берешит, 30,1): «Дай мне детей, а если нет, я мертва».
А о том, что слепой считается мертвецом, мы учим из главы Берешит (18, 23). Всевышний говорит Яакову: «Я Б-г Всесильный Авраама, отца твоего, и Всесильный Ицхака». Мы нигде более не находим в Писании, чтобы Святой, Благословен Он, упоминал свое имя на живом человеке. Это произошло потому, что «померкли глаза Ицхака», и он стал как мертвый.
РаШИ в комментарии на главу Вайеце приводит ситуацию с Элифазом, который преследовал Якова по приказу своего отца Эсава с тем, чтобы убить его. Элифаз медлил с выполнением приказа, ибо вырос на коленях у Ицхака (и впитал таким образом в себя Тору, которой обучал праведник Ицхак). Сказал он Яакову: что я могу поделать с приказом моего отца? Ответил Яаков: возьми все, что у меня есть, бедняк считается мертвым.
Проясняя слова, сказанные выше, мы находим, что каждый их четырех типов, считается мертвым по своей причине. Бедняк считается мертвым с точки зрения своих возможностей. Из-за отсутствия имущества он лишен силы воздействия. Прокаженный считается мертвым из-за своего тела, пораженные фрагменты которого являются мертвой плотью. Слепец считается мертвым потому, что его дурное побуждение лишено силы – он ничего не видит и ничего не желает. Бездетный считается мертвым потому, что у него нет продолжения.
Поэтому Г-сподь упоминает Свое имя именно на Ицхаке после того, как тот ослеп, ибо исчезло у него дурное побуждение, и уже не было опасения, что тот согрешит (и тем самым будет опозорено Святое Имя Творца). А на Яакове не упоминает Своего Имени – хоть тот был бедняком, ведь тем самым дурное побуждение его не оставило. Элифаз же должен был взять у Яакова именно имущество, чтобы лишить его силы действия, это то, чего хотел Эсав – чтобы у Яакова не было силы воздействия. А лишать его зрения в данном случае было бесполезно, хоть слепец и считается мертвым.
Из всего написанного выше мы можем понять, почему наши мудрецы не упомянули между четырьмя видами «мертвецов» и злодея, хотя сказано в трактате «Брахот» (18, б), что злодеи и при жизни зовутся мертвыми. Согласно нашему разъяснению ответ на этот вопрос таков: все 4 вышеупомянутые типа считаются мертвыми, а злодей не просто в какой-то мере уподобляется мертвому, а по-настоящему является мертвецом, потому что жизнь злодея, далекая от Всевышнего, не является жизнью, ведь нельзя назвать жизнью жалкое существование, наполненное погоней за страстями.
Этот материал был опубликован на сайте «Беерот Ицхак«