Не злословьте и не верьте злословию!
Сказал Рейш Лакиш:
Тот, кто злословит, увеличивает свои грехи до небес. Говорили в Доме Учения раби Ишмаэля: Вина того, кто злословит, равна вине совершившего три греха: идолопоклонство, прелюбодеяние и кровопролитие.
Сказал Рава:
Жизнь и Смерть зависят от языка.
Как человеку исправить себя, чтобы не прийти к злословию? Если он знаток Торы, то пусть занимается изучением Торы. А если он необразованный человек, пусть постарается стать скромнее.
(ВТ, Арахин 15б).
Давайте лучше споем!
Хафец Хаим был очень разговорчивым человеком и подолгу беседовал с самыми различными людьми, но ни разу собеседники не слышали их его уст запрещенных Торой негативных высказываний о других людях – лашон-а-ра. А когда кто-то из его собеседников пытался злословить, он тактично переводил разговор на другую тему, а если это не удавалось, уходил под благовидным предлогом.
Его сын рассказывал, что если кто-то начинал вдруг злословить за субботним столом, Хафец Хаим сразу объявлял, что настало время петь субботние песни – и напевал соответствующую мелодию (Михтавей Хафец Хаим, Дугма ми-даркей ави)
В открытом поле
Однажды во время своих разъездов Хафец Хаим оказался в повозке с компанией купцов = торговцев скотом. В дороге его спутники говорили о быках, коровах и лошадях, но затем перешли к обсуждению недостатков одного из своих конкурентов.
Хафец Хаим попросил их оставить в покое недостатки других людей и возвратиться к разговору о скоте. Однако, убедившись, что они не в состоянии справиться со своей страстью к злоречию, он попросил возницу остановиться и сошёл с повозки в открытом поле, вдали от цели своего путешествия. (Маасей авотейну, Мецора)
Репортаж из зала Суда
Два выдающихся иерусалимских знатока Торы – рав Хаим Берлин и рав Ицхак Блазер заключили между собой уникальное соглашение. Они договорились, что тот, кто покинет этот мир первым, откроется во сне другому и расскажет о происходящем в высших мирах.
Первым ушел в Мир Истины рав Ицхак Блазер. Через неделю после смерти он предстал во сне перед своим другом и рассказал, что «Небесный Суд вникает в каждую деталь прожитой жизни и особенно строго судит за грех злословия». «Но те, кто были скромными и терпимыми, — добавил он, — удостаиваются на Небесах особого понимания». (Ве-зе шаар а-шамаим с. 437)
Материал из книги «Пути Жизни рабейну Ашера», издательство Пардес. Эту книгу можно купить на сайте Еврейской Книги.