Жизнь рава Хаима Каневского

Статья посвящается

Эта статья еще некому не посвящена
[post-views]

Жизнь рава Хаима Каневского

[responsivevoice_button voice="Russian Female" buttontext="Слушать в аудио"]

Почему на похороны этого раввина в Израиле со всей страны съехалось около миллиона человек и почему еще больше людей по всему миру скорбят о том, что произошло?

Представьте, что еще в самом раннем возрасте вы вдруг обнаруживаете в себе страсть к делу, для которого у вас предостаточно природных талантов и умений. Добавьте к этому тот факт, что вы растете в окружении настоящих гигантов в выбранной вами области, которые внимательно следят за вашим прогрессом. На протяжении десятилетий тысячи людей стекаются к вам домой, чтобы получить мудрый совет, а вы сами выпускаете десятки потрясающих работ, охватывающих вашу сферу интересов по всей широте и глубине.

Кроме всего, вы наделены целеустремленностью и непоколебимой преданностью цели – день за днем, год за годом – и так на протяжении 94 лет.

Именно такой и была жизнь раввина Хаима Каневского, человека, по достоинству получившего звание Сар а-Тора — Принц Торы. На днях он был похоронен в израильском городе Бней-Брак. Он жил там с детства, откуда сотни тысяч людей собрались в такой день, чтобы отдать последний долг одному из величайших мудрецов своего времени.

Рав Хаим учится в своем доме в Бней-Браке

Ранние годы

Шмарьяу Йосеф Хаим Каневский родился в 1928 году в Пинске (совр. Беларусь). Он был не первым выдающимся раввином в своей семье — его отец, рав Яаков Исраэль Каневский, также известный как Стайплер Гаон, в свое время стал авторитетным законоучителем и одним из духовных руководителей поколения. А его дедушкой со стороны мамы был раввин Йосеф Шалом Эльяшив, крупнейший законодательный авторитет и духовный руководитель литовского направления в ортодоксальном иудаизме.

Когда Хаиму было 6 лет, семья Каневских переехала в Израиль. Во время долгого морского путешествия мальчик целыми днями сидел с отцом, поглощенный изучением Торы. Приближаясь к берегам Святой Земли, они уже было собирались закончить изучение книги Шмот, как вдруг рав Яаков, поцеловав книгу, закрыл ее. «Давайте подождем, пока не прибудем на берег, — объяснил он, — чтобы мы могли отпраздновать окончание этого раздела Торы уже на Святой Земле».

Это дало юному Хаиму не только понимание особой ценности изучения Святого Писания, но и особую любовь к земле Израиля. С тех пор он никогда не выезжал за пределы страны и всю жизнь призывал евреев со всего мира делать алию, переезжая в Израиль.

Пока Хаим рос, дом семьи был настоящим центром Торы: люди со всех концов земли стремились туда, чтобы посоветоваться с некоторыми из величайших раввинов 20 века. Кроме рава Яакова Исраэля, здесь жил его шурин, рабби Авраам-Йешаяу Карелиц, известный многим как Хазон Иш, в трудные годы борьбы государства за независимость он был лидером еврейской общины Израиля.

Будучи бездетным, Хазон Иш окружил любимого племянника Хаима постоянной опекой и личным вниманием, обучая юношу тонкостям глубинного изучения Торы.

Рав Хаим рос вундеркиндом с фотографической памятью, уже в юном возрасте он мог разъяснять сложные талмудические учения. Еще мальчиком он пришел учиться в ешиву «Тиферет Цион» в Бней-Браке, где во время перемен развлекался не игрой в мяч или настольными играми, как многие другие ребята, а подсчитывал, сколько раз различные мудрецы цитируются в Талмуде. К своей бар-мицве (13 лет) он завершил изучение Вавилонского Талмуда (ШАС), а это подвиг, которого удается достичь за всю жизнь только единицам!

Во время войны Израиля за независимость в 1948 году, когда с разных сторон границы страны выступили пять армий вражеских арабских государств, правительство объявило чрезвычайное положение, и все без исключения израильтяне были мобилизованы в Армию обороны.

В то время рав Хаим был 20-летним студентом ешивы Ломза в Петах-Тикве. Однажды к ешиве подъехал специальный грузовик, чтобы всех студентов доставить на место артиллерийских боев под Тель-Авивом. Раву Хаиму было приказано взобраться на большой холм и атаковать врагов оттуда, если те окажутся близко. Из-за огромной нехватки вооружения ему дали для обороны только палку и два камня.

Рав Хаим взял еще с собой том Талмуда, взобрался на холм и… углубился в изучение святых текстов, проведя так в этом месте все время до самого конца боев.

В 1951 году, когда ему было 23 года, рав Хаим Каневский женился на Батшеве, дочери рава Эльяшива и внучке раввина Арье Левина, любимого всеми «цадика из Иерусалима». Словом, у рава Хаима было совершенно невероятное окружение и очень большие шансы и самому стать великим человеком. Хотя, конечно, одного окружения недостаточно, чтобы обрести успех.

Образно говоря, «девять нулей — это не миллиард», если перед ними не стоит реальная цифра. Да, рав Хаим был окружен самыми уважаемыми еврейскими мудрецами своего времени, но именно то, что он сам стал этой «цифрой в начале», сделало его продолжателем великого дела.

Айш имела честь принимать у рава Хаима послеобеденную молитву и встречу с Рош-ешивой Ицхак Берковиц.

Изучение Торы

Рав Хаим Каневский был частным лицом – не руководил ни синагогой, ни ешивой, не имел официальной преподавательской или раввинской должности. В течение многих лет он занимал обычное место в Коллеле имени Хазон Иша, непрерывно изучая Тору и создавая свои труды, основанные на ней.

Когда-то, еще будучи молодым человеком, он подумывал о том, чтобы получить стабильную оплачиваемую должность, но отец сказал ему: «Твой вклад в том, чтобы сидеть и учиться». И рав Хаим со всей преданностью и усердием никогда не отступал от этого совета, таким образом став образцом непрерывного изучения Торы для нескольких поколений.

В скромном жилище его собственной семьи на улице Рашбама в Бней-Браке каждая комната и весь коридор уставлены книжными полками, забитыми тысячами святых книг. И в субботу рав Хаим иногда играл со своими детьми в такую игру. Один из них произносил название книги, а отец тут же сообщал ее точное местонахождение среди многочисленных томов, заполняющих каждый сантиметр стен.

У рава Хаима был уникальный жизненный график: он вставал в 2 часа ночи, чтобы в течение 20 следующих часов тщательно изучать Танах, Мишну, Вавилонский и Иерусалимский Талмуды, Мидраш, Зоар и все основные труды еврейской литературы в сфере закона (Мишне Тора Маймонида, Тур, Шулхан Арух и Мишна Брура).

Он трудился день и ночь и говорил, что умственные усилия, затрачиваемые на изучение Торы, требует больше физических сил, чем, к примеру, рытье канав или укладывание кирпичей. И действительно, мало кому удается за всю жизнь разобрать столько непростых произведений. Но рав Хаим проходил их снова и снова каждый год, открывая новые пласты заложенных в них смыслов.

У Каневских действительно была совсем небольшая квартирка, так что дети все вместе спали в комнате, целиком заставленной кроватями. А когда однажды зажиточный посетитель, опешив от увиденного, предложил купить для семьи раввина жилище попросторнее, супруги наотрез отказалась, объяснив это тем, что скромные условия побуждает окружающих людей наблюдать своими глазами, что экономические трудности не исключают преданности изучению Торы.

На этом фоне уже не кажется удивительным, что в период, когда Рав Хаим с напарником целыми днями учился в хевруте и хотели иметь возможность начинать заниматься сразу по пробуждении, не теряя ни минуты, нашелся выход и из этой ситуации. Несмотря на тесноту, в квартире Каневских все же было обнаружено место, где напарник рава смог регулярно оставаться у него ночевать.

Рав Каневский опубликовал десятки работ, которые в наше время являются классическими, в том числе Дерех Эмуна, Дерех Хохма, Шоне Галахот и Таама Декра. Благодаря беспрецедентно широким знаниям рав Хаим обладал уникальной квалификацией в малоизвестных темах еврейского права, таких как лунные циклы, сельскохозяйственные законы в Земле Израиля и новаторские комментарии к Иерусалимскому Талмуду.

Кроме того, он является автором десятков тысяч раввинских респонс почти по всем возможным вопросам из области Торы.

А еще каждую неделю он уединялся в комнате с сотнями писем и терпеливо отвечал на каждое из них. Из-за огромного объема почты и чтобы с максимальной пользой использовать свое время, рав Хаим обычно отвечал очень кратко — часто лишь одной строкой или даже одним словом. Причем писал он очень мелким почерком и иногда добавлял к ответу ссылку на соответствующие труды, которые стоит прочесть автору вопроса.

Рав Хаим обратил краткость в искусство. Даже произнося слова ободрения, чтобы сэкономить драгоценные секунды, он придумал слово «Бу-а», что является аббревиатурой благословения на иврите «Браха ве-ацлаха» — «Благословения и успеха».

Рав Хаим приветствует ребенка в день его первой стрижки

Служение людям

Обладая многочисленными знаниями, рав Хаим был способен понять человеческие проблемы самого разного масштаба — личные, общественные и глобальные. Несмотря на его нежелание занимать пост государственного лидера, в его скромное жилище на улице Рашбама стекались десятки тысяч людей со всего мира — политики, бизнесмены, педагоги и даже иностранные высокопоставленные чиновники.

Каждый день в назначенное время крутая лестница перед домом рава Хаима заполнялась посетителями, ожидающими возможности войти, и часто эта очередь растягивалась на много метров. Тысячи людей приходили за благословениями, вдохновением и мудрыми советами этого смиренного человека, которого очевидно Сам Всевышний наделил особым даром помогать людям.

Раввин всегда старался вне очереди принимать родителей с мальчиками, которые готовились отмечать свой третий день рождения (опшерниш),1 поскольку рав Хаим осознавал: стоять в очереди с маленькими детьми очень непросто.

При этом большую часть жизни рав Хаим делегировал решения общественных вопросов другим. Например, несколько лет назад, когда я пришел посоветоваться с ним относительно проекта, представляющего общественный интерес, он, внимательно выслушав мой вопрос, направил меня посоветоваться со своим коллегой из Бней-Брака, другим великим раввином — Аароном Йеудой Лейбом Штейнманом (он скончался в конце 2017 года в возрасте 104 лет).

Рав Каневский часто выражал огромную благодарность раву Штейнману за то, что тот разделил с ним это бремя ответственности, позволив ему непрерывно продолжать учебу.

Ниссим Блэк, харедимский рэпер, посовещался с равом Хаимом, который тепло благословил и заявил: «Ваш цвет кожи — добродетель».

У меня дома

Рав Хаим Каневский был известен тем, что его бесконечное множество раз, практически каждый день, приглашали выступить в роли сандака — человека, который держит младенца на руках во время церемонии обрезания. Так в 1999 году рав Хаим принял и наше приглашение и пришел на брит милу моего сына.

В назначенный час он стремительно вошел в парадную дверь нашего дома и, не говоря ни слова, развернул потрепанный талит, доставшийся ему в наследство от его уважаемого отца, который тот сам надевал по таким случаям. Церемония проходила прямо в нашей гостиной, и рав Хаим проявил себя очень заботливым сандаком, следя за физическим состоянием младенца и усердно молясь о его будущих успехах, и, конечно, оказывая на него огромное влияние в духовном плане.

Участие в церемонии обрезания в качестве сандака считается особой заповедью, в награду за исполнение ее обещано богатство. В связи с этим кто-то однажды спросил рава Хаима: «Если вы так часто выступаете в роли сандака, то почему же до сих пор не разбогатели?» На что раввин мудро заметил, что понятие богатства не ограничивается одним лишь финансовым благополучием, и процитировал своего отца, который говорил, что богатство достигается посредством написания разнообразных комментариев к Торе. А кроме того, как добавил уже сам рав Хаим, наличие внуков также является источником огромного богатства.

Расписание рава Хаима всегда было строго структурировано, а соблюдение такого графика, несомненно, было сопряжено с определенными рисками, особенно в отношении личной жизни. Ребецн Батшева Каневская имела полное право возражать против того, чтобы муж в такой степени сосредотачивал свое внимания на изучении Торы, которое фактически происходило как бы за ее счет. Но несмотря ни на что она была самым большим сторонником предпочтений своего супруга.

Рав Хаим надевает свой талис на Брис Мила, 1999 год.

Однажды кто-то сделал раву Хаиму щедрое предложение, ради которого он должен был бы потратить две минуты, отвлекшись от изучения Торы или занятия общественными делами. Рав Хаим представил это предложение на рассмотрение своей жены, которая решительно отвергла такую идею, заявив, что две дополнительные минуты изучения Торы значат для нее больше, чем что-либо еще.

Рав Хаим Каневский покинул этот мир в Шушан Пурим, в день, когда Аман — потомок библейского Амалека — боролся за уничтожение еврейского народа и проиграл. Амалек представляет идеологию, противоположную Торе, и лучшее оружие, которое у нас есть против такого рода идеологии, это прилежное изучение Торы и применение ее законов в жизни. В течение всех 94 лет своей жизни рав Хаим Каневский следовал этой идее от всей души.

Сноски

  1. Опшерниш (идиш) — обряд первой стрижки еврейского мальчика. Традиционно проводится, когда ребенку исполняется три года.

Источник

Скачать наше приложение
Вам понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями!
Facebook
VK
OK
Telegram
WhatsApp
Skype
Еще от Автора
Спонсировать

Вы можете помочь нашим проектам, урокам и программам

SSL Security 100% безопасный перевод

Случайные статьи из рубрики Биография
Возможно, вам это понравится!
Перейти к содержимому