Статья посвящается

Эта статья еще некому не посвящена
[post-views]

Законы пользования услугами нееврея в субботу и праздники

[responsivevoice_button voice="Russian Female" buttontext="Слушать в аудио"]

Общие сведения

Законы обращения с просьбой к нееврею (на иврите: אמירה לעכו»ם — амира ле-акум) занимают важное место в общем комплексе законов субботы и праздников. Поскольку нееврею не заповедано соблюдать субботу, по Торе разрешено просить его до субботы или даже в саму субботу совершать для еврея действия, которые самому еврею в субботу запрещены. По ряду причин мудрецами был принят ряд постановлений, ограничивающих пользование услугами нееврея в субботу, праздники (йом тов) и полу-праздничные дни (холь а-моэд). Основанием для данных постановлений послужили слова Торы «…всякую работу не сделает в них (в субботу и праздники)…»[1]. Постановления распространяются на действия, которые еврею запрещено совершать как Торой, так и мудрецами.

Напомним, что, когда речь идет о законах праздниках, в Израиле это первый и последний дни Песаха, Шавуот, первый и второй дни Рош а-Шана, Йом Кипур, первый день Суккота и Шмини Ацерет. В странах диаспоры: первый, второй, седьмой и восьмой дни Песаха, первый и второй дни Шавуота, первый и второй дни Рош а-Шана, Йом Кипур, первый и второй дни Суккота, первый и второй дни Шмини Ацерета. Полу-праздничные дни – это в Израиле пять дней после первого дня праздника Песах и шесть дней после первого дня праздника Суккот; в странах диаспоры – четыре дня после второго дня праздника Песах и пять дней после второго дня праздника Суккот. Для простоты изложения речь пойдет о субботе и все сказанное в полной мере можно экстраполировать на действия, которые еврею запрещены в йом тов и холь а-моэд.

Перечислим три причины, послужившие основанием для принятия ограничений пользоваться услугами нееврея. 1) Если позволить еврею просить нееврея совершать для него любые запрещенные еврею действия, существует опасение, что еврей посчитает, что эти действия разрешены и начнет совершать их сам, не прибегая к услугам нееврея[2]. 2) Когда нееврей совершает для еврея некое действие, это выглядит, как будто он исполняет поручение еврея, являясь его посланником, и как будто еврей чужими руками совершает запрещенное в субботу действие[3]. 3) В субботу запрещено говорить о запрещенных в субботу действиях, а просьбы, обращенные к нееврею, совершить запрещенные для еврея действия, относятся именно к такому роду разговоров[4].

Просить нееврея о том, чтобы он в субботу совершил для еврея действия, которые еврею запрещены в субботу, запрещено даже если это сделать до наступления субботы[5].

Существует также запрет просить нееврея в субботу о том, чтобы он после субботы совершил для еврея действия, которые еврею запрещены в субботу[6].

За исключением определенных случаев, еврею запрещено попросить нееврея совершить для него запрещенное еврею в субботу действие не только напрямую, но и в форме намека. В ряде случаев еврею запрещено в субботу пользоваться результатом действий, запрещенных еврею в субботу, которые для него совершил нееврей, даже если тот совершил их по собственному почину.

(В отношении запретов Торы, не связанных с законами субботы, праздников и холь а-моэда, также существуют ограничения в пользовании услугами нееврея, а в законах траура – даже в случае, когда речь идет о запретах мудрецов[7]).

Запрет просить нееврея сделать для еврея действия, которые еврею запрещены, а нееврею разрешены, включает в себя великое множество частностей и требует детального изучения. В рамках короткой статьи возможно лишь получить весьма общее представление об основных принципах, связанных с данным вопросом, владея которыми, каждый сможет выяснить у раввина, как следует поступать в той или иной ситуации.

Пользование услугами нееврея

Как в субботу, так и будние дни (кроме некоторых исключений, о которых будет рассказано ниже), запрещено просить нееврея совершить в субботу для еврея действие, которое еврею запрещено совершать в субботу Торой или постановлением мудрецов. В ряде случаев еврей даже обязан пресечь действия нееврея, которые собирается для него совершить запрещенное для еврея в субботу действие.

Если нееврей совершил для еврея в субботу действие, которое еврею запрещено совершать в субботу Торой или постановлением мудрецов, всем евреям запрещено пользоваться его результатом и извлекать из него выгоду в течение всей субботы, а также такого времени после исхода субботы, которое требуется для достижения аналогичного результата. Примеры: нееврей в субботу зажег для еврея свечу, включил свет, отопление, вентилятор, кондиционер и т.п. Если он сделал это по собственному почину, евреи не обязаны покидать помещение. Им только запрещено заниматься тем родом деятельности, которая была бы невозможна без света, тепла, вентиляции или охлаждения. Если же нееврей совершил подобное действие по просьбе еврея, тот еврей, который совершил нарушение, попросив нееврея, должен покинуть помещение.

Если комната и прежде была освещена и в результате действий нееврея в ней стало больше света или он сделал возможным, чтобы свет горел более продолжительное время, еврей может совершать в этой комнате только те действия, которые он мог бы совершать в случае, если бы степень или продолжительность ее освещенности оставались бы первоначальными. Примеры: в комнате, в которой было слабое освещение, нееврей в субботу включил для еврея дополнительный свет. Если в первоначальной ситуации еврей мог в этой комнате проводить трапезу, но не мог читать книгу, ему после прибавления света разрешено в этом месте есть и пить, но запрещено читать. Если нееврей увеличил продолжительность освещения, еврею разрешено пользоваться освещением только до того времени, которое оно было возможно без вмешательства нееврея.

Обязанность пресечь действия нееврея

В ряде случаев еврей обязан пресечь действие нееврея, которое самому еврею запрещено совершать в субботу, если нееврей собирается совершить его для еврея, находясь в его доме или пользуясь его имуществом. Примеры: в доме еврея, в комнате, в которой не было освещения, нееврей исключительно для еврея в субботу собирается включить свет. В этом случае еврей не должен позволить нееврею это сделать. Но если комната прежде уже была хоть немного освещена, еврей не обязан мешать нееврею включить дополнительное освещение. Если нееврей самостоятельно решил погасить в комнате свет специально для того, чтобы он не мешал спать находящемуся в ней еврею, еврей не обязан ему в этом мешать. Таким образом, если нееврей сам решает для блага еврея прибавить к тому, что у него уже прежде было (дополнительное освещение) или устранить то, что ему мешает (выключить свет, охлаждение или обогрев), еврей не обязан ему в этом препятствовать.

Просьба в форме намека

В ряде случаев разрешено в форме намека спровоцировать нееврея совершить для еврея действие, которое самому еврею запрещено совершать в субботу, но результатом которого разрешено пользоваться. Это такие действия, которые прибавляют к тому, что уже прежде было (дополнительное освещение) или устраняют то, что мешает (выключение света, охлаждения или обогрева). Так, в будний день разрешено произнести фразу, из которой нееврей поймет, что еврей просит его совершить некое действие в ближайшую или во все последующие субботы. Примеры: обращаясь непосредственно к нееврею, можно произнести: «Почему в прошлую субботу ты не позаботился для меня о дополнительном освещении?», из чего нееврей косвенно заключит, что еврей его просит в следующую субботу включить для него дополнительный свет. Разрешено в будний день задать нееврею вопрос: «Почему в прошлую субботу ты не выключил кондиционер, когда стало слишком холодно?», из чего нееврей косвенно заключит, что еврей его просит в следующую субботу выключить для него кондиционер.

Намек, сделанный не в форме просьбы, а в форме повествования, разрешен даже в саму субботу. Пример: обращаясь к нееврею субботу, можно сказать о том, что комната недостаточно освещена, из чего нееврей сделает вывод, что еврей его просит включить для него дополнительный свет. Или еврей в присутствии нееврея может посетовать на то, что слишком яркий свет в комнате мешает ему заснуть. Причем вышеупомянутые разрешения распространяются и на те случаи, когда речь идет помещении и предметах, принадлежащих еврею. Подать знак рукой или выражением лица приравнивается к намеку, сделанному в форме просьбы, что запрещено в субботу и разрешено до субботы.

Когда еврей в субботу обращается к нееврею, намекая ему на некоторое действие в повествовательной форме, он должен следить за тем, чтобы намек на просьбу не прозвучал даже в отношении разрешенных действий, предшествующих запрещенным. Пример: сказать нееврею: «Зайди ко мне» с тем, чтобы, когда тот войдет в комнату посетовать в форме рассказа на то, что в помещении слишком холодно, запрещено. Нужно во время всего общения исключить просьбы и указания и пользоваться только формой повествования. Пример: произнести: «У меня дома очень холодно» и нееврей, ухватив намек сам решит войти в дом.

На те действия, результатом которых еврею запрещено пользоваться в субботу, запрещено намекнуть нееврею даже если это сделать до субботы в форме повествования и рассказа. Примеры: запрещено произнести фразу, в которой нееврей углядит намек на то, чтобы включить свет в темном помещении, кондиционер в жаркий день, отопление в случае холода и т.п.

Уход за больными

В случае даже небольшой вероятности угрозы для жизни человека, не только разрешено, но даже существует великая заповедь совершать любые действия, которые могут привести к его излечению, включая и те, которые в обычной ситуации запрещены (за исключением идолопоклонства, убийства и разврата). Тем более разрешено пользоваться услугами нееврея и просить его об этом впрямую. Если опасно больному, который подключен к медицинским аппаратам, хочется немного погулять, можно попросить нееврея отсоединить больного от аппарата, даже если для этого нужно совершить действия, запрещенные в субботу Торой и даже если по мнению врачей, прогулка не может повлиять на ход лечения. В случае с опасно больным, разрешено попросить нееврея сообщить родственникам больного о его состоянии, если больному это может принести спокойствие.

Если жизни человека не угрожает опасность, но есть вероятность потери одного из органов либо нарушения его нормального функционирования, разрешено воспользоваться услугами нееврея для любых действий по спасению этого органа, обращаясь к нему напрямую.

Если человек, настолько болен, что он должен лежать в кровати, либо у него болит все тело, но его болезнь не представляет опасность для жизни, разрешено воспользоваться услугами нееврея для любых действий по уходу за ним, обращаясь к нему напрямую.

Когда речь идет о человеке, который испытывает физические страдания, даже если он в состоянии нормально функционировать, разрешено попросить нееврея лечить такого больного, а также совершать для него и другие действия, которые запрещены еврею в субботу постановлениями мудрецов. Но не разрешено просить нееврея совершать для легко больного действия, запрещенные еврею Торой.

В случае, когда это требуется для исполнения заповеди, разрешено попросить нееврея везти инвалида, сидящего в инвалидной коляске, в том месте, где перенос вещей запрещен мудрецами, но предварительно необходимо вынуть из коляски вещи, в которых нет острой нужды для больного. Если есть необходимость пользоваться инвалидной коляской в местах, где перемещение предметов в субботу запрещено Торой, нужно выяснить у раввина, как следует поступить в каждой конкретной ситуации.

В случае если человек, даже если он абсолютно здоров, испытывает сильный холод, и он не может согреться одеялами и теплой одеждой, ему разрешено попросить нееврея включить отопление, так как страдания, вызванные холодом, приравниваются к состоянию лежачего больного.

Если в субботу нееврей сварил еду или вскипятил воду для больного, здоровому человеку запрещено это есть и пить. Но если нееврей включил свет для больного (если об этом его было разрешено его попросить по закону), разрешено и здоровым людям пользоваться этим светом.

Более подробно с законами, связанными с пользованием услугами нееврея в случае болезни, можно ознакомиться в статьях, относящихся к теме «Законы, связанные с лечением и спасением жизни в субботу и праздники».

Дети

Дети до возраста трех-четырех лет имеют статус лежачего больного. Поэтому если ребенок трех-четырех лет боится темноты, разрешено попросить нееврея зажечь для него свет. Если ребенку холодно, разрешено попросить нееврея включить обогревательный прибор. Если ребенок голоден, и ему нечего дать поесть, то если ему еще не исполнилось девять лет, разрешено попросить нееврея приготовить для него еду.

Спасение животных

Еврею запрещено совершать любые запрещенные Торой или мудрецами в субботу действия ради спасения животных, но разрешено попросить сделать это нееврея.

Запреты мудрецов для исполнения заповеди и предотвращения ущерба

Разрешено просить нееврея совершать действия, которые еврею запрещены в субботу согласно постановлению мудрецов, когда они необходимы для исполнения заповедей или для предотвращения значительного материального ущерба.

Библиография

Основными источниками приведенной информации являются: Вавилонский Талмуд, «Шулхан Арух», «Шулхан Арух а-Рав», «Мишна Брура», «Шмират Шабат кэ-Илхата», «Хут Шани», «Орхот Шабат» и некоторые другие книги.


[1] Шмот 12:16; «Мехильта дэ-Рабби Ишмаэль», «Масэхта дэ-Пасха», гл.9.

[2] «Яд а-Хазака», «Илхот Шабат», 6:1.

[3] Раши, «Шабат», 153а.

[4] Раши, «Авода Зара», 15а.

[5] «Яд а-Хазака», там же; «Шулхан Арух», 307:2.

[6] «Мишна Брура», 307:9.

[7] «Бава Меция», 90а.

Скачать наше приложение
Вам понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями!
Facebook
VK
OK
Telegram
WhatsApp
Skype
Еще от Автора
Спонсировать

Вы можете помочь нашим проектам, урокам и программам

SSL Security 100% безопасный перевод

Случайные статьи из рубрики Биография
Возможно, вам это понравится!
Перейти к содержимому