Статья посвящается

Эта статья еще некому не посвящена
[post-views]

Запрет лечения в субботу и праздники

[responsivevoice_button voice="Russian Female" buttontext="Слушать в аудио"]

Запрет лечения в субботу был вызван опасением, что, забыв о субботе, человек в целях лечения может растолочь целебные травы (нарушив запрет молоть в субботу), заварить их в кипятке (совершив запрет варки в субботу) либо непреднамеренно совершить какое-либо иное нарушение субботы[1]. Запрете лечения в субботу распространяется на легко больных, на людей, страдающих легкими недомоганиями и на здоровых людей. Но даже в отношении них в определенных случаях разрешено предпринимать некоторые меры по лечению, оздоровлению и укреплению организма, как это будет объяснено ниже.

Лечение с целью сделать возможным исполнение заповеди

Разрешено лечиться в субботу для того, чтобы была возможность исполнить заповедь. Так, например, разрешено принять таблетки от боли в сердце или от давления, чтобы была возможность сосредоточено помолиться или посетить синагогу[2].

Действия, которые совершают здоровые люди

Запрет лечения в субботу, не распространяется на такие действия, которые совершают абсолютно здоровые люди, даже если их совершают исключительно в лечебных целях[3].

Так, например, человеку, страдающему зубной болью, разрешено выпить алкогольный напиток для того, чтобы успокоить боль. Делать это надо совершенно естественным образом, не задерживая напиток в районе источника боли и не делая полосканий[4].

Больному сахарным диабетом разрешено принимать в пищу виды пряностей, которые понижают уровень сахара в крови[5].

Разрешено в субботу пользоваться грелкой, чтобы облегчить боли в спине или в животе, если со стороны это действие можно расценить как согревание от холода. Наполняя грелку кипятком, следует учитывать законы варки в субботу: заливать в нее кипяток, когда она изнутри полностью сухая, либо наливать в нее горячую воду не прямо из чайника, который стоял на огне, а предварительно перелив ее в сухую посудину[6]. Разрешено пользоваться в субботу простынями и одеялами с электрическим подогревом. Чтобы предотвратить непреднамеренную регулировку уровня температуры и отсоединение вилки из розетки, в месте, где находится регулятор температуры, а так же в месте подсоединения к источнику питания до наступления субботы необходимо сделать какой-либо предостерегающий знак[7].

При расстройстве желудка, если нет оснований опасаться, что человек ослабеет или наступит обезвоживание организма, запрещено принимать лекарства. Однако разрешено есть крепящие продукты и пить крепящие напитки, которые обычно едят и пьют здоровые люди. Таков же закон в случае запора.

Разрешено есть миндаль и пить молоко для того чтобы утолить изжогу, хотя пользоваться для этого лекарствами или даже питьевой содой запрещено.

Употребление специальных леденцов, сделанных для облегчения боли в горле, считается лечением, запрещенным в субботу.

Болезни, которые не поддаются лечению медикаментозным способом

В отношении лечения, которое невозможно осуществить с помощью лекарств, постановление о запрете лечения в субботу не распространяется. Поэтому человек, испытывающий физические страдания, которые не поддаются лечению медикаментозным способом, может в субботу предпринимать необходимые действия для их облегчения или устранения, если при этом не происходит нарушений субботы. Сделать массаж спины или точечный массаж головы для устранения боли запрещено, поскольку для снятия головной боли и боли в спине используют также и лекарства. В случае если боли несильные, любой вид лечения запрещен, т.к. это расценивается как будничное занятие[8].

В случае если с помощью физиотерапевтических занятий лечат то, что невозможно вылечить медикаментозным способом, а также, если их прерывание в один день может резко отрицательно сказаться на эффективности курса лечения, они разрешены[9].

Человеку, страдающему варикозным расширением вен, разрешено в субботу носить эластичные чулки или наложить эластичный бинт[10].

В субботу разрешено вправить вывихнутую руку или ногу[11].

Приспособлениями для исправления зубов и супинаторами разрешено пользоваться в субботу, т.к. это вид медицинского вмешательства, который невозможно заменить медикаментозным[12].

Эликсиром для полоскания зубов разрешено пользоваться в субботу только в случае, если он предназначен для того, чтобы создавать во рту приятное ощущение, но не для лечения[13].

Лечение, которое незаметно для окружающих

Постановление о запрете лечения в субботу не распространяется на ситуации, при которых окружающие совсем не догадываются о том, что происходит процесс лечения. Поэтому если перед наступлением субботы растворить лекарство в еде или в напитке так чтобы, оно было незаметно, например, растолочь таблетку и перемешать полученный порошок с едой или подмешать капли в напиток, в субботу будет разрешено есть это блюдо или пить этот напиток. Ибо при этом в отношении окружающих нет опасения, что они нарушат субботу, полагая, что приготовление лекарств в субботу разрешено, поскольку они даже не догадываются о том, что этот человек принимает лекарство. А сам больной, который перед субботой перемешал лекарство с едой или напитком, обязательно будет в субботу помнить о запрете готовить лекарства и не допустит нарушения субботы[14]. В случае если человек хочет принимать в субботу специальные средства для облегчения поста, который начнется после субботы, он пред субботой должен смешать их с едой или растворить в напитке[15].

Продолжительное лечение

Легко больному, а так же человеку, страдающему легкими недомоганиями, которые должны принимать определенное лекарство в течение семи или более дней, и успех лечения зависит от постоянства принятия этого лекарства, разрешено его принимать и в субботу[16].

Курс лечения, который рассчитан менее чем на неделю, согласно некоторым авторитетным мнениям, следует начать после субботы. Другие законоучители считают, что и в этом случае лечение разрешено начать в любой день недели, в том числе и в субботу[17].

Опасение заболеть

В случае если человек срочно не примет лекарство, может возникнуть вероятность того, что он заболеет, ему разрешено принять лекарство в субботу[18]. Поэтому человек, страдающий мигреней, может принять лекарство сразу, как только почувствовал небольшую головную боль.

Дополнительные случаи, при которых лечение в субботу разрешено или запрещено

Для того чтобы предотвратить сухость кожи губ и кистей рук, разрешено смазывать их жидкими маслами. Если кожа настолько обветрена, что человек ощущает боль, и тем более, если кожа уже началась трескаться, запрещено ее смазывать в субботу. Так же запрещено в субботу смазывать кожу для того, чтобы утолить зуд[19].

Разрешено извлечь занозу, которая доставляет страдания, но при этом следует остерегаться, чтобы не вызвать выделение крови.

При укусе пчелы или осы, в случае, когда говорится о человеке, у которого нет аллергии на их укусы, медицинское вмешательство запрещено. Таков же закон в случае укуса неядовитых видов скорпионов и змей. Если существует вероятность того, что у данного человека может быть аллергия на такие укусы, или вероятность того, что данный вид скорпиона или змеи может быть ядовитыми, следует срочно обратиться за медицинской помощью, как и в случае любой, и даже самой малой вероятности угрозы для жизни.

Раны, которые не представляют опасности для жизни, не грозят потерей дееспособности какого-либо органа и не причиняют таких страданий, от которых человек, приобретает статус лежачего больного, запрещено лечить. Некоторые раввины разрешают обработать рану йодом или другим дезинфицирующим препаратом, хотя он имеет также и лечебные свойства[20]. Другие раввины это запрещают[21]. Промыть рану теплым мыльным раствором разрешено согласно всем мнениям.

Разрешено забинтовать рану или заклеить порез пластырем, при условии, что бинт и пластырь не пропитаны никаким лекарством. Концы бинта при этом запрещено завязывать на узел или приклеивать. Противоположные концы пластыря запрещено приклеивать одну к другой, как это бывает, когда его наклеивают на палец, а следует обязательно приклеить к коже.

В субботу разрешено пользоваться пудрой и тальком, которые не содержат лечебных добавок (например, для того, чтобы присыпать выделения на коже).

Средства для похудения не считаются лекарством и их разрешено принимать в субботу. Занятия дыхательной гимнастикой разрешены в субботу[22].

Занятия спортом, бег и даже особо быстрая ходьба, которая явно преследует оздоровительные цели, в субботу запрещены. Однако разрешено бегать, прыгать, делать гимнастику для того чтобы согреться[23].

При слабом воспалении глаз или ушей разрешено лечиться только в случае, если установлен курс лечения, включающий несколько дней, прерывание которого может повредить эффективности всего курса. При воспалении среднего уха лечение необходимо начать сразу, т.к. в противном случае может произойти резкое ухудшение состояния здоровья. Для того чтобы предотвратить попадание холодного ветра в уши, разрешено положить в уши кусочки ваты, оторванной до субботы, не скручивая их и не придавая им какую-либо форму[24].

При легком насморке запрещено пользоваться средствами для прочищения дыхания.

Несмотря на то, что в субботу, согласно специальному постановлению мудрецов, запрещено мыть все тело горячей водой, больному, который если не помоется, будет испытывать сильные страдания, разрешено мыться в субботу. При этом необходимо всячески остерегаться, чтобы не нарушить такие запреты субботы, как варка (которая может произойти при открывании крана горячей воды), выжимание и другие[25].

В отношении того, разрешено ли в субботу принимать средства от бессонницы, в каждом отдельном случае следует проконсультироваться с раввином, т.к. в одних ситуациях это разрешено, а в других запрещено.

В субботу разрешено мерить температуру с помощью ртутного градусника и измерять давление механическим тонометром.

Всякий раз, когда говорится о том, что разрешено просить неееврея о помощи, еврею разрешено помогать ему, не совершая при этом действий, запрещенных в субботу[26].

Хотя еврею запрещено совершать любые запрещенные Торой или мудрецами в субботу действия ради спасения животных (но разрешено попросить сделать это нееврея), на лечение животных, когда это не сопряжено с нарушениями субботы, не распространяется запрет лечения в субботу[27].


[1] «Хут Шани», ч.4, 89:2.

[2] «Минхат Ицхак», ч.1, п.108.

[3] «Шулхан Арух», там же, 328:37 и 327:1.

[4] Там же, 328:32.

[5] «Орхот Шабат», гл.20, прим.186.

[6] «Шулхан Шломо», ч.2, стр.142.

[7] «Игрот Мошэ», «Орах Хаим», ч.3, п.50; «Шулхан Шломо», 326:8.

[8] «Шулхан Арух», там же, 328:43; «Мишна Брура», там же, п.36.

[9] «Ор ле-Цион», ч.2, 36:12; «Шмират Шабат кэ-Илхата», гл.16, прим.99.

[10] «Ашрэй а-Иш», «Орах Хаим», ч.2, 36:46.

[11] «Арух а-Шулхан», 328:40.

[12] «Маор а-Шабат», ч.1, письма рава Ш. З. Ойербаха, 12:3; «Хут Шани», ч.4, 89:2

[13] «Хут Шани», там же, п.47.

[14] «Шмират Шабат кэ-Илхата», гл.34, прим.24 и 27.

[15] «Орхот Шабат», гл.22, прим.284.

[16] «Шмират Шабат кэ-Илхата», 34:76.

[17] «Сэфер а-Хаим», гл.328; Хазон Иш, «Диним вэ-Анагот», 15:1 и «Орхот Рабэйну», ч.1, п.214.

[18] «Шмират Шабат кэ-Илхата», 34:76.

[19] Там же, гл.33, прим.58.

[20] Шмират Шабат кэ-Илхата», гл.35., прим.17.

[21] «Ор ле-Цион», ч.2, 36:7.

[22] «Хут Шани», ч.4, 89:2.

[23] «Ашрэй а-Иш», «Орах Хаим», ч.2, 36:49.

[24] «Мишна Брура», 328:152.

[25] «Биур Алаха», 326:1.

[26] «Турэй Заав», «Орах Хаим», 328:13-ый; «Каф а-Хаим», «Орах Хаим», 328:116.

[27] «Мишна Брура», 332:5.

Скачать наше приложение
Вам понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями!
Facebook
VK
OK
Telegram
WhatsApp
Skype
Еще от Автора
Спонсировать

Вы можете помочь нашим проектам, урокам и программам

SSL Security 100% безопасный перевод

Случайные статьи из рубрики Биография
Возможно, вам это понравится!
Перейти к содержимому