Статья посвящается

Эта статья еще некому не посвящена
[post-views]

Запрет употребления в пищу крови

[responsivevoice_button voice="Russian Female" buttontext="Слушать в аудио"]

Тора запрещает употреблять в пищу кровь (— איסור :איסור אכילת דם исур — «запрет», אכילת — ахилат — «поедания»,  — דםдам — крови), как в чистом виде, так и в случае, когда даже небольшое ее количество содержится в продуктах питания.

Источники в Письменной Торе

В ряде мест Писание говорит о запрете употреблять в пищу кровь животных.

«Закон вечный для ваших родов во всех общинах ваших: никакого хелева (определенного вида жира) и никакой крови не ешьте»[1].

«И никакой крови не ешьте во всех обиталищах ваших, от птицы и от скота. Всякая душа, кто есть будет всякую кровь, отсечена будет та душа от ее народов»[2].

«И всякий муж из дома Израиля и из граждан, проживающих среди них, кто будет есть любую кровь, — Я направлю Свой лик против души, что ест кровь, и отсеку Я ее, из среды народа ее. Ибо душа плоти, в крови она, и Я предписал вам (возлагать) ее на жертвенник, чтобы искупать ваши души, ибо кровь это, душу искупит. Поэтому Я сказал сынам Израиля: никакая душа из вас пусть не ест крови, и жилец, проживающий среди вас, пусть не ест крови! И всякий муж из сынов Израиля и из жильцов, проживающих среди них, кто добудет на охоте зверя или птицу, которые предназначены для еды, пусть изольет его кровь и покроет ее песком![3] Ибо душа всякой плоти, ее кровь с ее душой это, и (поэтому) сказал Я сынам Израиля: крови никакой плоти не ешьте, ибо душа всякой плоти – это кровь ее, — всякий, кто ест ее, отсечен будет»[4].

«Только крови не ешьте, на землю ее пролей, как воду»[5].

«Но крепись, чтобы не есть крови, ибо кровь суть душа, и не ешь души (вместе) с мясом. Не ешь ее, на землю ее пролей, как воду. Не ешь ее, — чтобы хорошо было тебе и детям твоим после тебя, если будешь делать прямое в глазах Господа»[6].

Общие сведения

Хотя, как мы видим, в Торе запрет употребления крови приведен многократно. Из каждого места выводится отдельный закон, тем не менее, в перечне запрещающих заповедей, все эти законы включены в общее нарушение[7].

Запрет употребления крови в пищу является одним из немногих законов Торы, в отношении которых дано прямое предписание взрослым не допускать совершения этого запрета детьми[8].

За преднамеренное нарушение запрета и при условии, что человек съел, по меньшей мере кэ-зайт (— כזית «как маслина», что в современных мерах объема, согласно одним мнениям, составляет 33см3, а согласно другим, – 27см3), положено самое строгое наказание из Торы – отсечение души от еврейского народа – карет[9]. В случае непреднамеренного нарушения, за употребление крови в пищу, во времена Храма человек должен был принести грехоочистительную жертву[10], а если человек был предупрежден о запрете, ему полагалось тридцать девять ударов плетью[11].

Все вышесказанное верно также и в отношении крови, которая вытекла при жизни животного[12].

За употребление крови, которая медленно сочиться из раны, после того, как основная масса крови покинула тело, что, как правило, происходит уже после смерти животного или непосредственно перед смертью; за употребление крови, содержащейся в отдельных органах животного, как, например, в селезенке; а также за употребление любой крови объемом менее, чем кэ-зайт, хотя и происходит нарушение Торы, наказание карет не положено[13].

Кровь животных запрещена в еду, но не в использование[14]. Кровью животных разрешено торговать[15].

Запрет включает в себя употребление в пищу крови любых видов животных и птиц, как «чистых», так и «нечистых» видов.

На кровь пресмыкающихся данный запрет Торы не распространяется[16], но ее запрещено употреблять в пищу Торой, так же, как самих пресмыкающихся.

Употребление в пищу крови людей, рыб и насекомых запрещено мудрецами из опасения, что люди могут решить, что это кровь животного или птицы: заподозрить в нарушении того, кто ее ест или решить, что кровь животных или птиц разрешена[17]. На ситуации, когда окружающим известно, что речь идет о крови рыб, например, если в посудине с кровью находится рыбья чешуя, запрет мудрецов употреблять рыбью кровь не распространяется[18]. Человеческая кровь запрещена только после того, как она вытекла наружу, как, например, в случае, если кровь из десен попала на поверхность яблока. В таком случае необходимо срезать с яблока ту его часть, на которой находится кровь. Но кровь, которая из десен напрямую попадает в полость рта, не запрещена[19].

Следует заметить, что помимо частного запрета употребления в пищу крови, существует общий запрет Торы употреблять в пищу то, что у человека вызывает отвращение (баль тишакцу).

О причинах запрета

Запрет употреблять в пищу кровь относится к разряду заповедей, которым в Торе не дано рационального объяснения (хок). Однако у наших учителей мы находим целый ряд идей, проясняющих смысл данного закона.

Как известно, служение в Храме включало в себя обмазывание или окропление жертвенника кровью приносимых в жертву животных. Поскольку кровь всецело «посвящена» на жертвенник, она не должна находится в рационе человека[20]. Другое объяснение: кровь животного, попав в организм человека, «смешивается» с его собственной кровью и в определенном смысле влияет на его характер и качества характера, превращая их в животные[21]. По мнению некоторых авторитетов Торы, употребление в пищу крови приводит к огрублению души, стремлению к материальным вожделениям и прочим негативным последствиям[22]. Рамбам[23] высказывает еще одну идею о причине запрета употребления крови: отдалить евреев, вышедших из Египта, от колдовства и чародейства, одним из способов которых было ворожение на крови.

Кровяная колбаса

Кровь в мясе

Абсолютно все продукты питания необходимо приобретать исключительно в местах с раввинским контролем высокого уровня. Этим человек ограждает себя от великого числа вопросов, которые могут возникнуть в отношении кашерности продуктов, в том числе, связанных с запретом употребления в пищу крови.

Перед тем, как готовить мясо, необходимо устранить находящуюся в нем кровь (— מליחה млиха — «засаливание»). В отношении мяса, которое приобретают уже после того, как оно претерпело процесс очищения от крови (— בשר מוכשר басар мухшар — «подготовленное после очистки крови мясо»), необходимо быть уверенным, что очищение производилось согласно всем правилам. Если речь идет о мясе, которое не подвергалось подобному очищению, нужно достоверно знать, сколько времени прошло со времени шхиты и в каких условиях оно хранилось все это время. В случае если согласно полученной информации не прошло критичное для подготовки мяса к употреблению время, его необходимо очистить от находящейся снаружи и внутри него крови.

Иногда достаточно промыть мясо, посыпать его небольшим количеством соли (когда его хотят жарить на огне и огонь «вытягивает» находящуюся внутри мяса кровь и сжигает ее), а иногда мясо необходимо тщательно засаливать определенным образом (когда его хотят варить или готовить любым другим способом, когда при этом не используют открытый огонь). Процесс очистки мяса от содержащей в нем крови состоит из нескольких этапов и для того, чтобы его осуществить, как положено, необходимо досконально изучить связанные с этим законы.

Для подготовки печенки животного и птицы к употреблению в пищу существуют особые правила. Это связано с тем, что печень принципиально отличается от всех остальных органов животного обилием содержащейся в ней крови. В отношении других органов животного и птицы также существуют специальные правила очистки от крови: голова, сердце, селезенка, легкие, почки и т.д. Во многих случаях, если мясо или отдельные органы животных или птицы были приготовлены без того, чтобы их очистили от крови согласно всем правилам, их запрещено употреблять в пищу.

(От имени Аризаля передают, что согласно Каббале не следует употреблять в пищу сердце, печенку и мозг животных[24]. Но многие авторитетные законоучители пишут, что если печенка приготовлена в соответствии со всеми правилами кашрута, нет причины ее не употреблять в пищу и что достойные и знающие евреи испокон веков употребляли в пищу печенку[25]).

Кровь в яйце

Кровь в птичьих яйцах

Запрет употребления крови в полной мере распространяется на кровь, находящуюся в яйцах птицы. Перед употреблением яиц необходимо их проверить на наличие крови. Пользоваться яичным порошком разрешено, только если он был изготовлен под контролем компетентной раввинской организации, отвечающей за кашерность продуктов.

На законы о запрете крови в яйцах в большой степени влияет природа яиц: оплодотворенные они или нет. В случае, когда птица несет яйца без участия самца, запрещенной Торой крови в них быть не может. Кровь оплодотворенного яйца, которую обнаружили в мутноватой субстанции, соединяющей белок с желтком, запрещена Торой[26]. Кровь, обнаруженная в любой другой части яйца, запрещена постановлением мудрецов, цель которого – отдалить человека от поедания крови птицы[27]. Причем запрещено употреблять в пищу не только то место, в котором находится кровь, но все яйцо полностью.

Если оплодотворенные яйца, не проверив, сварили в одной кастрюле или взбили в сыром виде, то если не была обнаружена кровь, все яйца разрешены. Но если обнаружили кровь, все яйца, как правило, запрещены и посуду необходимо кашеровать. Вместе с этим, в каждом отдельном случае следует выяснить закон у компетентного раввина, т.к. в вопросах, связанных с запретом крови в яйцах, существует масса частностей и в некоторых случаях знающий раввин может решить, что продукт и посуда разрешены.

Кровь, которую обнаружили в неоплодотворенных яйцах, т.е. тех, которые снесла птица, не имеющая контакта с самцом, не запрещена Торой. Кровь, находящаяся в таких яйцах, запрещена мудрецами из опасения, что люди могут решить, что это кровь оплодотворенных яиц и заподозрить в нарушении того, кто ее ест или решить, что кровь оплодотворенных яиц разрешена, подобно этой. В отличие от оплодотворенных яиц, если кровь была обнаружена в неоплодотворенном яйце, ее можно устранить и остальная часть яйца будет разрешена в употребление[28].

Лекарства

Лекарства, в состав которых входит кровь «чистых» видов животных или кровь человека, разрешено принимать даже тем людям, которые не определены, как опасные больные. В случае, когда существует даже самая ничтожная вероятность того, что жизни человека угрожает опасность, ему разрешено принимать даже такие лекарства, в состав которых входит кровь «нечистых» видов животных.

Если в состав лекарства входит кровь «нечистых» видов животных, которая перемешана с веществом, имеющим неприятный вкус, оно разрешено даже не опасно больным. Аналогичный закон в случае, когда лекарство, в состав лекарства входит кровь «нечистых» видов животных, принимают в специальных изолирующих капсулах[29].

Лекарства, приготовленные из сухой вытяжки крови, разрешены[30]. Если без ущерба для здоровья можно найти кашерную замену лекарству, изготовленному из крови или другого запрещенного в пищу вещества, следует это сделать. Лекарства, предназначенные для внешнего использования, как то: мази, свечи, растворы и т.д., разрешены в любом случае[31].


[1] Ваикра 3:17.

[2] Там же, 7:26 и 27.

[3] Здесь речь идет о заповеди засыпания крови птицы и диких «чистых» животных, пролитой во время шхиты, песком, землей или пеплом (— כיסוי הדם кисуй а-дам — «покрытие крови»).

[4] Ваикра 17:10-14

[5] Дварим 12:16.

[6] Там же, стихи 23-25.

[7] «Смаг», «Лавин», п.137; «Сэфер а-Хинух», п.148.

[8] «Йевамот», 114а; и Раши, «Йевамот», там же.

[9] Ваикра 7:27 и 17:10; «Критот», 2:1; «Яд а-Хазака», «Илхот Маахалот Асурот», 6:1.

[10] «Яд а-Хазака», там же.

[11] «Макот», 13:1; «Яд а-Хазака», «Илхот Санэдрин», 19:1.

[12] «Санэдрин», 59а.

[13] «Яд а-Хазака», там же, закон 4.

[14] «Псахим», 22:1; «Рамбам», там же, 8:15.

[15] «Нода бэ-Йеуда», таньяна, «Йорэ Дэа», п.62; «Хатам Софер», «Йорэ Дэа», п.130.

[16] «Критот», 20б; «Яд а-Хазака», там же, 4:2.

[17] «Шулхан Арух», «Йорэ Дэа», 66:1.

[18] Там же, п.9.

[19] Там же, п.10.

[20] Рамбан, Ваикра 7:26.

[21] Там же, 17:14; «Сэфер а-Хинух», п.148.

[22] «Бэн Иш Хай», шана шния, «Тазрия», акдама.

[23] «Морэ Навохим», 3:46.

[24] «Бэн Иш Хай», шана шния, «Ахарэй Мот», п.11; «Каф а-Хаим», «Йорэ Дэа», 72:6 и «Орах Хаим», 157:28.

[25] «Мишнэ Алахот», ч. 3, п. 62; «Ябия Омер», ч.2, «Йорэ Дэа», п. 8; «Тшувот вэ-Анагот», ч.5, п.243.

[26] «Шулхан Арух», там же, п.2.

[27] «Тосафот» и «Рош», «Хулин», 65а.

[28] «Игрот Мошэ», «Йорэ Дэа», ч.1, п.36.

[29] «Сридэй Эш», ч.2, п.59.

[30] «Циц Элиэзэр», ч.6, п.16.

[31] «Сридэй Эш», там же.

Скачать наше приложение
Вам понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями!
Facebook
VK
OK
Telegram
WhatsApp
Skype
Еще от Автора
Спонсировать

Вы можете помочь нашим проектам, урокам и программам

SSL Security 100% безопасный перевод

Случайные статьи из рубрики Биография
Возможно, вам это понравится!
Перейти к содержимому