Вопрос:
Мне рассказали, Раши пишет, что Авраам передал своим сыновьям от наложниц имена нечистых сил. Скажите, ребе, как такое может быть, ведь не евреям тоже запрещено поклоняться идолам и обращаться к нечистым силам.
Ответ:
В Торе об Аврааме сказано (Берешит, 25:6): «а сынам наложниц… дал он подарки». И действительно, Раши пишет, что эти подарки не что иное, как имена нечистых сил. Это мнение Раши основано на сказанном в Талмуде (Санедрин, 91а): «О каких подарках идет речь? Сказал рабби Ирмия бар Аба: речь идет об именах нечистых сил». Комментирует Раши: Авраам обучил сыновей наложниц колдовству.
Что такое по сути колдовство? В статье «Колдовство с точки зрения иудаизма» я пишу, что колдун оказывает влияние на духовные корни материальных вещей, упоминая имена нечистых сил при определенных условиях, и тем самым меняет их материальную природу. А если человек воздействует на материальное, просто произнося имена нечистых сил, но не поклоняется и не служит этим силам, то это не считается идолопоклонством. Следовательно, передавая знание этих имен сыновьям наложниц, Авраам не ввел их в грех идолопоклонства.
Однако можно предположить и другой вопрос: не ввел ли таким образом Авраам сыновей в грех колдовства? Евреям запрещено заниматься колдовством, может быть, и не евреям тоже?
Относительно вопроса, разрешено ли не евреям колдовство, мнения наших мудрецов разошлись. Талмуд (Сангедрин, 56б) приводит мнение раби Шимона и раби Йоси, которые считают, что колдовство запрещено и не евреям. Тем не менее, большинство мудрецов придерживается мнения, что не евреям оно все же не запрещено. И то, что Рамбам не упомянул в своем труде о запрете колдовства для не евреев, дает нам основания сделать вывод, что он устанавливает Алаху в соответствии с мнением большинства.
Поэтому вполне можно сказать, что рабби Ирмия бар Аба высказался в соответствии с мнением большинства мудрецов и постановлением Рамбама.
И все же Маараль пишет, что Авраам передал своим сыновьям основы того, как снять колдовство, которые кто-то навел, но не то, как пользоваться им в своих интересах. Очевидно, Маараль так пишет, поскольку считает, что, хотя не еврею не запрещено этим заниматься, все же и ему не стоит этого делать, ведь, как я пишу в вышеупомянутой статье, колдовство является наибольшим удалением от Всевышнего.