В недельной главе Ки Таво одно из проклятий звучит так: «И ощупью ходить будешь в полдень, как ходит ощупью слепой во мраке» (Дварим, 28:29). Зачем Тора добавляет «во мраке»? Ведь для слепого все равно, день или ночь, и даже при ярком солнечном свете он ничего не видит.
Рассказывает Гемара, что рабби Йоси долго размышлял над этим стихом Торы, пока однажды ночью не встретил на улице слепого, который шел, освящая себе путь пламенем свечи. Рабби Йоси спросил его, зачем ему этот свет, если он всё равно ничего не видит. И человек объяснил, что, когда в его руках горит свеча, ему не так страшно идти ночью.
«Но почему, тебе ведь темно и со свечой!» — удивился рабби Йоси.
Ответил слепой: «Без свечи никто из прохожих не обратит на меня внимания и не поможет, тогда моя дорога станет ещё опасней и трудней».
Эти слова слепого помогли рабби Йоси понять тот стих: проклятье говорит о том, что евреи настолько запутаются в своих проблемах, что будут считать, что находятся в безвыходном положении.
В главе Шмот (14:3) рассказывается, как фараон, услышав, что евреи возвращаются, решил, будто они заблудились в пустыне. Как известно, фараон — олицетворение йецер а-ра, дурного побуждения, которое существует у людей. Считая свое положение безвыходным, человек теряется – и тогда йецер а-ра спешит его атаковать.
Подчас мы не видим выхода и не знаем, куда идти. Однако мы всегда должны помнить, что свеча горит и есть Тот, кто поможет нам не сбиться с пути. Наш Отец наблюдает за нами и поведет верной дорогой.
Помня, что Всевышний постоянно ведёт нас за Собой, даже если не понимаем, куда идем и что происходит, мы все же знаем, что не одиноки на этой дороге во тьме, и тогда у нас будут силы продолжать идти вперёд.
И так сказал об этом пророк Миха:
«Хотя сижу во мраке, Господь – свет для меня» (7:8).