Конец эпохи
Рабби Йеуда ха-Наси умер в начале 200-х гг. н.э., и Талмуд очень подробно описывает его последние минуты, смерть и массовые похороны, чего не делает в связи с кончиной какого-либо другого мудреца. Такое глубокое выражение скорби из-за ухода Рабби показало, что еврейский народ осознавал: духовное величие эпохи Танаим, учителей Устного Закона, подходит к концу.
В течение нескольких последующих столетий ведущие ученые Торы назывались Амораим — или толкователи. Фактически Амораим объясняли решения и постановления Танаим, применяя их к новым ситуациям, но никогда не противоречили мнению своих учителей. Для тех, кто изучает Талмуд, само собой разумеется, что если некий Амора противоречит какому-либо Танне, это мнение Аморы опровергается, если, конечно, он не может подкрепить свое утверждение мнением другого Танны. Хотя такая методология никогда не была принята в качестве официального закона, все изучающие Тору люди того времени предполагали, что она абсолютно очевидна. Следуя этой логике, на протяжении всей своей истории еврейский народ инстинктивно осознавал, кто является мудрецами первой степени и когда их эпоха закончилась. Как и во времена Рабби Йеуды, великие ученые Торы не боролись за свою позицию и не агитировали за нее, не пытались сами себя назначать на роль лидеров народа — все решало общественное признание.
Новые тенденции в еврейской жизни
Вскоре после завершения составления Мишны в жизни еврейского народа начали происходить значительные изменения. В результате роста нестабильности в Римской империи жизнь в Эрец Исраэль становилась для евреев все более опасной. Поскольку римские правители в каждой местности властвовали без какого-либо сдерживающего влияния со стороны центрального правительства, что было для евреев чревато, все большее количество мудрецов Торы перебиралось в Вавилонию, которая стала тогда столицей еврейской жизни. В период Танаим, когда непрекращающиеся гонения заставили евреев забыть некоторые законы, многие великие ученые Торы жили в Вавилонии и оттуда координировали мудрецов, находящихся в Эрец Исраэль, по вопросам правильного понимания некоторых аспектов Торы. Тем не менее, именно хахамим (мудрецы) Эрец Исраэль по-прежнему считались главными законодателями в сфере еврейского права, используя авторитет Сангедрина, заседавшего в Израиле. В то время о жизни мудрецов Торы в Вавилоне практически не упоминалось.
Однако с появлением Амораим Сангедрин и его глава Наси стали играть все менее значимую роль в жизни евреев и в конечном итоге перестали существовать. Внук Рабби, рабби Йеуда Несия, 9-й наси из Дома Гилеля, был последним человеком, которого все евреи приняли в качестве главы Сангедрина. Впоследствии большую значимость обрели кеилот, или местные еврейские общины, причем лидеры каждой кеилы при возникновении галахических вопросов выбирали для своей общины то мнение, которое считали более правильным, в то время как общенародный консенсус достигнут не был. Кроме того, люди были полностью преданы хахамим, поэтому в то время от народа не отделялись никакие группы отступников с альтернативными взглядами на иудаизм и заповеди.