«Судей и смотрителей поставь (назначь) себе во всех вратах твоих… Не посади себе ашера» (Дварим, 16:18, 21).
«Ашера» – это дерево, посаженное для того, чтобы ему поклоняться. Из того, что сразу же после предписания назначить судей Тора переходит к предостережению о посадке «ашера», мудрецы Талмуда (Санедрин, 7б) учили: «тот, кто назначает недостойных судей, как будто сажает ашера».
Чтобы понять связь между назначением недостойных судей и посадкой дерева «ашера», обратимся к словам Йеошафата в книге Диврей а-Йамим (2, 19:6). Там он, обращаясь к судьям, говорит: «Смотрите, что вы делаете, ведь не человеку вы судите, а Г-споду». Подобное говорит и Моше в обращении к судьям: «ведь суд – Г-споду». Истинный и справедливый суд возможен, только когда он вершится по критериям и законам, данным с Небес. Суд же, который опирается только на соображения самих судей, никогда не сможет быть справедливым. Ведь как же человек может, полагаясь на свое скудное познание, решать, кто прав, а кто – виноват, кому полагается наказание, а кто – достоин похвалы?
Неужели правосудие зависит от того, что кажется справедливым тому или иному судье?
Тора уподобляет человека дереву, как сказано: «Ибо человека – дерево полевое». Назначение судей, которые выносят решения согласно своим собственным представлениям о справедливости, подобно посадке дерева для поклонения, ведь в таком назначении есть элемент преклонения перед человеческим разумом, – как будто установление справедливости зависит только от него.
Возможно, по этой причине, назначение недостойных судей, многие решения которых опираются не на законы Торы, а на собственные представления о справедливости, подобно посадке дерева для идолопоклонства