Иерусалимский Талмуд (Дмай 4 а) приводит историю с царем Срикии. У него с руки упало драгоценный перстень, и, прежде чем он успел поднять его, пришла мышь, проглотила этот перстень и сбежала.
Царь понимал, что никто из его министров не сможет помочь ему найти эту мышь. Оставался лишь раби Пинхас бен Яир. Пришел царь в дом раби Пинхаса, рассказал ему о проблеме и попросил его отыскать мышь.
Вначале раби Пинхас попытался уклониться, заявив, что не является заклинателем зверей и не может выполнить просьбу. Но царь сказал: «Из-за твоего доброго имени я пришел», то есть я слышал, что ты обладаешь чудодейственной силой и только ты можешь вернуть мое кольцо.
В такой ситуации, естественно, раби Пинхас уже не мог больше уклоняться. Когда царь расточает похвалу еврейскому мудрецу, есть в этом серьезное освящение Имени Б-га, и нельзя отказываться от выполнения такой просьбы.
Далее Иерусалимский Талмуд рассказывает, что раби Пинхас бен Яир в присутствии царя приказал всем мышам собраться возле него, и они действительно пришли. Сделал он это, естественно, с помощью святых имен. Он посмотрел и увидел, что одна из мышей толще остальных, и понял, что именно она проглотила царское кольцо.
Что следовало бы сделать в этой ситуации? Раби Пинхас должен был бы убить мышь, достать кольцо и поднести его царю. Но Талмуд говорит, что мудрец поступил иначе: он приказал мыши выплюнуть кольцо, и она это сделала.
Возникает вопрос: зачем понадобилось повторно воспользоваться святыми именами вместо того, чтобы просто убить мышь? Ведь, когда убивают животное для пользы человека, тем самым не нарушают запрет причинять страдания животным, как пишет автор «Нода бииуда».
Мы можем дать два ответа. Во-первых, не подобает убивать мышь, приведшую к столь великому освящению Имени Творца. Ведь царь пришел к раби Пинхасу не один, а в сопровождении большой свиты из стражей, советников и помощников. Все они видели могущество святого мудреца, властвующего над силами природы и способного привести в дом всех мышей.
Второй ответ состоит в том, что, поскольку царь стоял поблизости, следовало вести себя перед ним в рамках приличий. Убийство мыши – не лучший пример приличного поведения в присутствии царя.
В завершение пожелаем, чтобы Имя великого Царя царей освятилось в мире, и чтобы мы стали достойны совершить это действие.