Если мужчина или женщина изрекут зарок назорея посвятить себя в назореи Г-споду, то вина и пьянящего сторониться должны…
(Бемидбар 6, 2:3)
Из того, что Тора упоминает рядом фрагменты о неверной жене и о назире (назарее), мудрецы учат (Сота, 2 а): «Каждый, кто видел жену неверную в испорченности ее, должен воздержаться от вина». Толкует Раши: «Вино приводит к легкомыслию, которое привело ее к греху».
Слова наших учителей нуждаются в прояснении: почему именно видевший женщину в ее испорченности должен быть осторожным с употреблением вина. Казалось бы, наоборот, – тот, кто видел ее наказание, видел великое зло распутства, и, конечно же, с тех пор он будет осторожнее прочих, чтобы не споткнуться и не совершить этот страшный грех.
На этот вопрос можно дать несколько ответов.
Столкновение с нечистотой
Прежде всего, столкновение с нечистотой привязывает человека к ней и приводит к духовному спуску. Рав Деслер в своей книге «Михтав ми-Элияу» пишет:
«Картина наказания напоминает человеку вкус греха, и, вместо того чтобы удалить от преступления, вернет грех в его сознание».
Этим объясняет рав Деслер запрет оборачиваться, который получил Лот во время уничтожения Сдома. Если бы Лот посмотрел на наказание грешников, то внутренне присоединился бы к ним, и не был бы достоин спасения.
Любое событие неслучайно
Есть дополнительный ответ: любое событие в жизни человека происходит не случайно, и если ему довелось видеть наказание неверной жены, значит, с Небес хотят предостеречь его по этому поводу.
Возможно объяснить это и так: если человек слышит увещевания или видит что-то, пробуждающее его, и не претворяет все это в жизнь, то это не только не делает его лучше, но и приводит к снижению его духовного уровня. Причина в следующем: человек привыкает к мысли о том, что мораль – это одно, а действия – другое и моральные нормы ни к чему его не обязывают, а остаются в рамках философской идеи. И об этом сказали наши учителя в трактате Таанит (7, а): если человек удостаивается учить Тору ради нее самой, чтобы знать волю Всевышнего и исполнять ее – Тора становится для него эликсиром жизни, но если человек этого не удостаивается и занимается ею, не дай Б-г, из корыстных побуждений, Тора из лекарства превращается в смертельный яд.
Об этом же говорят наши учителя в трактате Йевамот (65, б):
«Так же, как заповедано человеку сказать то, что будет услышано, заповедано ему не говорить слова, что услышаны не будут».
Т.е. если нет ни малейшего шанса, что человек прислушается к увещеваниям и исправит свое поведение, лучше ничего не говорить, чтобы слова увещеваний не остались идеями, ни к чему его не обязывающими.
Поэтому человек, видевший наказание неверной жены, пробудившийся и понявший, насколько тяжел ее грех, обязан перевести это понимание в область действий, оградить себя от греха поступком – воздержанием от вина, чтобы не укоренились у него мысли, что моральные нормы ни к чему не обязывают.