ВОПРОС:
В моём переводе на русский язык написано так: «… И увидел Всевышний, что велико развращение людей на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Всевышний, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своём. И сказал Всевышний: истреблю с лица земли людей, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их. Ной же обрел благодать пред очами Господа. …». Я смущён тем, что Всевышний как будто вдруг «прозрел», что «раскаялся»… Выглядит, как будто всё пошло не по Его суверенной, непреодолимой воле, не по Его первоначальному (единственному) плану. Я не верю, что может быть что-то, не ведомое для Создателя, или что-то, не предопределённое Им и вдруг реализованное.
Разъясните, пожалуйста, что написано (сказано) на самом деле?
Заранее благодарен. Да благословит вас Благий!
ОТВЕТ РАВВИНА:
Вы правы, Творец никогда не передумывает и не «раскаивается» ни в чём, ведь Он совершенен во всём, в том числе — в Своем знании. Об этом ясно говорит пророк Шмуэль (I, 15, 29): «А Сильный Израиля не солжет и не раскается, ибо не человек Он, чтобы раскаяться».
Чтобы понять это место (как и многие другие места) в Торе, приведу слова Рамбама в книге «Мишнэ Тора». Там Рамбам пишет следующее («Законы основ Торы», 1, 11-12): «И так как уже было объяснено, что нет у Него физического тела, ясно, что нет у Него и телесных свойств. Ни соединения, ни разделения; ни места, ни измерения; ни вознесения, ни нисхождения; ни правой, ни левой стороны; ни направления вперед или назад; ни сидения, ни стояния. И Он не существует во времени, поэтому нет у Него ни начала, ни конца, ни возраста. И Он не меняется, ибо ничто не может изменить Его. И нет у Него ни смерти, ни жизни — подобной жизни живого организма; ни глупости, ни мудрости — подобной человеческой; ни сна, ни пробуждения; ни гнева, ни веселья; ни радости, ни печали; ни молчания, ни речи, подобной человеческой… И поэтому все эти и им подобные слова, употребленные в Торе и у пророков, — всё это лишь образные сравнения и аллегории. Как сказано: “Сидящий в небесах смеётся” (Тэилим 2-4); “Они гневили меня суетой своей” (Дварим 32-21); “Как радовался Б-г о вас” (Дварим 28-63) и тому подобное. Обо всём этом сказали мудрецы: “Тора говорила языком людей”. А также сказано: “Меня ли они гневят?” (Йирмея 7-19). Но ведь ещё сказано: “Я — Г-сподь — не изменился” (Малахи 3-6). А если бы Он иногда сердился, а иногда радовался, — то Он бы изменялся. Однако все эти качества есть лишь у низменных тел, которые материальны и тленны. Но Он, Благословенный, превознесён и возвышен над всем этим»[1].
Поэтому везде, где говорится о Творце, речь идёт не о Нём самом, а только о Его действиях. Например, если сказано, что Творец разгневался, это не значит, что Он исполнился гнева, подобно человеку. Это значит, что Его действия выражали гнев. Это же относится и к тому отрывку, который Вы привели. Тут не имеется в виду раскаяние, подобное человеческому раскаянию, когда человек сожалеет о том, что сделал. Тут имеется в виду, что Творец изменил Своё поведение с людьми. Если прежде Он поступал с ними милосердно, то теперь начался новый период: Всевышний готовит мир к уничтожению почти всего человечества во время потопа.
[1] Думаю, что тут важно привести слова Рамхаля в книге «Даат Твунот», который чудесно объясняет принцип, который мы упомянули. И так пишет Рамхаль: «Всё, что мы можем найти в созданном, не имеет никакого отношения к Создателю — ни недостатки, ни совершенство, и только Он один обладает истинным совершенством, в котором невозможен никакой недостаток. Он непостижим для нас, и ничто в нашей природе не имеет отношения к сущности Его. Однако, желая создать создания, управлять ими, дать им от добра своего и послать благословение, открыть им нечто из славы своей, вознесенной над любым восхвалением, дабы они насладились светом Его, Он как будто избрал себе путь и порядок справедливого управления. Это та система управления, проявления которой мы видим и слышим. Всевышний как будто создал способы воздействия и качества управления, чтобы следовать им и вести посредством их все созданное к избранной Им благой цели. И с тех пор эти качества стали Его качествами, а нарицательные имена — относящимися к Нему, поскольку Он осуществляет все, хотя это и не является Его неотъемлемым свойством, а исключительно Его желаниями. Их существование зависит только от воли Его, и без них Он мог бы править любым другим способом, и в любой момент может изменить все по своей воле.
В конечном счете, власть Его воли — власть абсолютная, и нет для нее никаких препятствий во все времена, и я уже достаточно подробно объяснил это. И так же, как скрыта, непостижима и неизвестна созданным Его сущность, — так же открыта и доступна слава Его, и Он немного приоткрывается нам через свои деяния. И все, что постигнут в Нем создания, будет иметь отношение только к свершениям Его и ни к чему другому.
И ещё знай, что даже дела Его, постижимые для нас, постижимы только в их проявлениях, т.е. мы можем понять результат, а не способ действия, не то, как Он, благословенный, вершит их. Ведь все, что в Нем, — непостижимо, и только то, что в нас, созданных, возможно постичь. И поэтому, хоть мы и относим к Нему какие-то свойства, например, знание, память, мысль, жалость, гнев, желание, — не имеется в виду, что знание Его подобно нашему, а память — нашей памяти и т.д. Напротив, качества эти действуют непостижимым для нас образом, хотя и доходят до нас в том виде, в котором Он хочет. И даже действия, имеющие отношение к несовершенству мира, не производятся таким путем, каким делал бы это человек. Он просто скажет — и будет так, способом скрытым и недоступным, а нас достигнет действие в том виде, в котором достигнет. Выучим мы это из голоса Всевышнего, звучавшего в шатре завета, как сказали мудрецы (Торат Коаним, Ваикра, Дибура де-Нидова, 2, 10): «“Голос Всевышнего сильный” — и несмотря на это, Моше слышит, а весь Израиль не слышит». И это потому, что Благословенный всесилен, и может сделать все, что хочет, и никакой закон не ограничит Его, и никакая граница не помешает Ему. Следовательно, невозможно приравнять деяния Его к действиям созданных, так как они ограничены, а Он, благословенно имя Его, всемогущ абсолютно».