Вопрос:
В Торе (Шмот 10:21–23) говорится, что во время казни тьмой египтяне не могли ни видеть друг друга, ни вставать со своих мест. Однако вскоре (Шмот 10:24) упоминается, что фараон всё же «позвал Моше». Как это возможно, если, по описанию, египтяне были лишены возможности двигаться?
Ответ:
Бхор Шор и Ибн Эзра считают, что фараон вызвал Моше уже после окончания казни тьмой.
Однако Нацив в своем комментарии «Аэмек Давар» не согласен с их объяснением. И вот почему: если казнь уже закончилась, у фараона не было неотложной причины вызывать Моше.
По мнению Нацива, вызов Моше произошел во время казни тьмой. Как это было возможно? Он объясняет это следующим образом: фараон смог вызвать Моше через еврейских посланников, поскольку, как сказано в Торе, у евреев был свет даже во время этой казни. Нацив пишет, что к этому моменту некоторые евреи уже занимали определенные позиции при дворе фараона. Это произошло потому, что отношение фараона к евреям значительно изменилось – как он объясняет в своем другом комментарии, к этому времени фараон уже начал ценить еврейский народ и освободил их от рабского труда. Поэтому во время казни тьмой именно эти евреи могли служить фараону, так как только они могли свободно передвигаться.
Этим же Нацив объясняет еще одну особенность текста — отсутствие упоминания Аарона, когда речь идет о вызове Моше. Это необычно, так как обычно Моше и Аарон действовали вместе. По мнению Нацива, фараон знал, что Аарон служил посредником (поскольку Моше испытывал трудности с речью), поэтому обычно коммуникация происходила через него, однако в данной ситуации посредниками могли служить те евреи, которых он послал.