«Иди, я дам тебе совет» (24:14).
Следующий рассказ приводится от имени одного из величайших чудотворцев – святого раби Йерахмиэля из Пшисхи, сына Святого Еврея.
Когда Святой Еврей умер, его ученики устремили взгляды на его сына, раби Йерахмиэля, но он со всей решительностью стал отказываться и не согласился принять корону наставника. Дело дошло до того, что когда приехали главы общины и постарались уговорить его принять эту должность, он достал из дома топор и занес его над ними в знак того, что не заинтересован в их предложении.
«Здесь работает принцип: если кто-то пришел убить тебя, встань пораньше и убей его первым, – сказал он, – Те, кто просят меня стать равом, словно хотят убить меня. Ведь я не подхожу на эту роль. Возможно, я не смогу давать правильные советы общине хасидов».
Увидев, как обстоит дело, главы общины оставили его в покое и стали ждать, пока не появится подходящая возможность, когда они смогут убедить его занять место его святого отца. А сам он, чтобы прокормить семью, пошел и выучился ремонтировать часы. В течение тринадцати следующих лет он занимался этой профессией и зарабатывал себе в качестве превосходного часовщика-специалиста. По прошествии этих лет раби Йерахмиэль согласился встать во главе общины и вскоре стал известен своей великой святостью. Его признали большим чудотворцем, и многие приходили повидать его.
Однажды у одного из еврейских детей в Пшисхе сломались часы. Когда он обратился к местным специалистам в округе, все направили его к… раби Йерахмиэлю. «Зачем тебе приходить к нам… ведь среди евреев есть превосходный специалист, делающий качественную работу. Он ремонтирует часы наилучшим образом», – сказали ему.
Ребенок, далекий от всего этого и, вероятно, даже не знавший о нынешней духовной должности «Еврейского часовщика», постучал в дверь раби Йерахмиэля, чтобы попросить его починить часы.
Подойдя туда, он увидел многих людей, осаждающих дом, и сам встал среди них, терпеливо ожидая очереди. Войдя, наконец, в комнату к раби, он достал сломанные часы и рассказал, что все неевреи в округе направили его сюда, отметив раби как честного человека.
У раби Йерахмиэля скромность не уступала святости. Он сделал то, о чем его попросили: достал из ящика монокль, который служил ему в работе в прошлом, приложил к глазу, разобрался, в чем проблема, и починил часы.
Прежде чем вернуть ребенку часы, раби дал ему наставление. Он указал ему на многочисленные колесики в часах (как это делалось в те времена), на прикрепленные к ним винтики и тонкий механизм, позволяющий часам работать, как положено.
«Знаешь ли ты, в чем состояла проблема, помешавшая твоим часам работать?» – спросил раби Йерахмиэль. Когда ребенок покачал головой, раби рассказал ему, что внизу во всей этой системе есть маленькая пружинка, запускающая все колесики и позволяющая им двигаться и указывать точное время. «В твоих часах эта пружинка слегка искривилась и остановила работу часов. Естественно, что и другие системы уже не могли работать как следует».
«Я хочу объяснить тебе, – обратился раби к ребенку, – что и у человека в жизни есть похожие ситуации. Иногда, когда в сердце остается что-то кривое, это выводит из строя все системы в человеке и портит все его качества. А сам человек вовсе и не осознает, что все это случилось из-за этой кривизны, которая повлекла за собой и все остальное».
Такую кривизну можно выпрямить, только если постоянно читать и изучать книги мусара (еврейской этики). Тогда ее можно будет обнаружить и исправить.