«В день очищения своего будет приведен к коэну» (14:2).
Автор комментария «Сифтей Коэн», объясняет, что коэн должен выходить навстречу прокаженному, чтобы выказать ему уважение. Прокаженный высылается наружу из стана и терпит публичный позор. Поэтому нужно перед всем народом доказать ему, что его не отвергают, и коэн выходит к нему, чтобы его почтить.
Здесь кроется важный урок. Прокаженный терпит наказание за свой грех – за гордыню и злословие, как и за другие грехи, перечисленные нашими мудрецами (Эрхин 16 а). Но даже во время наказания нужно демонстрировать, что это не полное отвержение. «Пусть всегда левая рука отталкивает, а правая приближает». Напротив – нужно выйти навстречу прокаженному и оказать ему честь.
Когда пророчица Мирьям была наказана проказой за то, что наговаривала на своего брата Моше, народ Израиля оказал ей величайшую честь: «А народ не выдвигался, пока не забрал Мирьям», то есть пока она не исцелилась. Облачный столп стоял на своем месте, и Шхина ожидала ее, чтобы оказать ей честь.
Потом был длительный голод, и многие умерли в наказание за убийство коэнов из города Нов и атаку на гивонцев во время правления царя Шауля. Давид спросил через Урим и Тумим, из-за чего разразился такой гнев, и к нему пришел ответ: «Из-за Шауля и из-за дома крови». «Из-за Шауля» – за то, что его не оплакали, как положено; «из-за дома крови» – за то, что он убил гивонцев. В Гмаре (Евамот 78 б) сказано, что именно тогда, когда был упомянут грех Шауля, и когда пришло наказание за него, было сказано, что его не оплакали, как положено, и свыше взыскали за его честь. Это говорит о том, что он был святым и возвышенным человеком, даже если свыше к нему оставались претензии.
Даже когда мы гневаемся и наказываем кого- либо, нужно остерегаться, чтобы не отрицать все добро и не отвергать человека полностью – не «сталкивать камень с обрыва вслед за упавшим». Напротив, вместе с наказанием нужно оказывать честь.
Следующая история приводится в книге «Мицвот бе-Симха» гаона раби Ицхака Зильберштейна.
Это история о подростке, который начал учиться в ешиве для юношей и сразу же столкнулся с трудностями. Вначале они не были серьезными, но из-за отсутствия внимания к ним проблемы выросли, приобрели значимость и повлекли за собой последствия в виде снижения мотивации, отставания в учебе и трений в коллективе. В итоге через несколько месяцев этот парень ушел из ешивы и вернулся домой. «Не хочу учиться, не хочу пробовать, мне не нужны альтернативные форматы, я вообще ничего не хочу!» – закричал он с раздражением. Не имея постоянного занятия, он попытался зарабатывать уборкой квартир. Это было перед праздником Песах, и Свыше устроили так, чтобы объявление, которое этот парень повесил, увидел рав Хаим Исраэль Штерн из района Кирьят Вижниц в Бней-Браке. Рав Штерн и его жена позвонили юноше и попросили, чтобы он пришел прибраться в их доме. Как только он пришел, они тотчас поняли, что этот парень ушел из ешивы, и поэтому отнеслись к нему с особой теплотой. Они принесли ему чашку кофе и вкусные пирожные, с заботой и сердечностью. Рав Штерн обратился к супруге в присутствии нового работника: «Смотри, как нам повезло: ученик ешивы помогает прибаться в честь наступающего Песаха!»
С того момента всякий раз, когда он заглядывал в дом к этой семье, ему приходилось слышать указания и просьбы, которых он не слышал в других домах: «Не перетаскивай тяжелую мебель, это не подобает ученику ешивы». «Не чисти туалеты – ведь ты пришел из ешивских залов, и мы не хотим, чтобы ты занимался такой грязной работой».
Периодически они говорили ему: «Отдохни немного, тебе необязательно так тяжело работать», и в его адрес постоянно звучали комплименты за преданную и умелую работу. «После того, как помыл комнату, здесь все блестит! Мы видим, что ты можешь извлечь из себя скрытые таланты!» — говорили хозяева.
Родители этого юноши неожиданно стали замечать, что он приходил домой с блеском в глазах. В его сердце загорелась искра, и он стал вставать раньше, утверждая, что теперь у него есть причины делать это. Он даже стал снова молиться утром в миньяне: «Ведь так делает рав Штерн, да и жена его не пропускает молитву», — объяснил он. Дома он тоже стал помогать родителям, отмечая, что те пожилые люди, у которых он работает, высоко его ценят и уважают. «Эта бабуля действительно верит, что я очень успешный парень», — сказал он своей матери как-то утром.
С тех пор весь его распорядок дня изменился. Он, словно оторвавшийся ранее плод, начал возвращаться и прикрепляться к своим корням. Но самое большое чудо случилось после Песаха: он выразил желание вернуться в ешиву, в которой учился ранее. Преподаватели устроили ему повторный экзамен и были удивлены: «Это что, тот самый ученик, который ушел, хлопнув дверью, посреди зимы?»
Глава ешивы сам позвонил его родителям и выразил изумление от огромного изменения, произошедшего с их сыном. Он сообщил, что его заново берут на обучение. Сразу же после возвращения парень стал делать успехи в учебе и вскоре стал одним из ведущих учеников по уровню своего усердия и знаний.
Рав Зильберштейн закончил этот рассказ, добавив следующее: «Здесь кроется наставление для поколений. Главная причина того, что молодые люди сходят с пути, — в том, что родители и учителя не уделяют им должного внимания» (Эсрим ве-Арба Шева).