Лучше будь хвостом львов, чем главой лисиц.
Пиркей Авот
Приводится в святой книге «Зоар»[1]. «И сказали мудрецы: пусть будет человек хвостом льва, а не головой лисы. Ведь пока хвост прикреплен ко льву, он является частью льва, т.е., по сути, львом. А если он голова у лисы, называется лисой».
Меири добавляет к этому, что сказано: «Кто идет с мудрецами – наберется мудрости, а кто пасет нечестивцев – станет злодеем» (Мишлей 13:20). И так писал рабейну Йона. И писал гаон раби Элияу из Вильно (Виленский гаон): «Кто идет с мудрецами (эт хахамим)” – предлог “эт” подразумевает, что по отношению к ним он – второстепенный (и про Лота тоже написано, что он шел с Авраамом (эт Аврам), так как по отношению с ним (Авраамом) он был второстепенным)». Тот, кто принижает себя перед мудрецами и пачкается пылью у их ног, наберется мудрости, ведь он будет слышать от них слова мудрости и будет учиться, смотря на их поступки.
Природа человека такова, что он ведет себя так, как те, с кем он водится, перенимая их качества. «А кто пасет нечестивцев – станет злодеем». То есть тот, кто главенствует над нечестивцами, будет совершать зло, как и они. Ведь оставить пути зла они считают оскорблением, а потому он сам станет злодеем, как и они.
В Берешит Раба[2] приводится: «Сказал раби Шимон бар Йохай: “Агарь была дочерью египетского фараона. Когда фараон увидел те чудеса, которые были сделаны в его доме ради Сары, он отдал свою дочь Аврааму, сказав: “Пусть лучше моя дочь будет рабыней в этом доме, чем хозяйкой в другом”». И это тоже (воплощение сказанного): «Лучше будь хвостом львов, чем главой лисиц».
А то, что сказано: “И сделает тебя Б-г главой, а не хвостом” (Дварим 28:13), подразумевает главу львов – подъем до высокого уровня. И то же самое мы подразумеваем, говоря в ночь Рош а-Шана: «Да будем мы во главе, а не в хвосте».
[1] Трума 147б.
[2] Недельная глава Лех Леха, глава 45, пункт 2.