Вопрос:
Меня постоянно донимают просьбами о пожертвованиях: как те, кто стучится в мои двери, так и те, кто опускают в мой почтовый ящик просьбы в письменном виде. Как быть? С одной стороны, я чувствую, что не должна проходить мимо важных и достойных дел, в которых следовало бы принять участие. Но, с другой — мой доход весьма невелик, и, если жертвовать всем, кто в этом по-настоящему нуждается, моя помощь станет очень скудной. Чувствую некоторое искушение ограничить себя пожертвованиями, которые, по моему внутреннему убеждению, могут принести реальную пользу. Что бы вы порекомендовали?
Ответ:
Прежде всего, я польщен вашим стремлением сделать всё возможное для участия в благотворительности. Во всех аспектах еврейского закона иудаизм не просто повелевает нам быть добрыми, но и советует всегда пребывать в этом состоянии делания и созидания добра. Он даёт нам чёткие рекомендации во всех сферах благотворительной деятельности: какую помощь оказывать, в каких размерах, кого считать достойным нашей помощи, каковы приоритеты в этом вопросе.
Эту интересную тему рассматривал выдающийся еврейский философ и талмудист Маймонид (комментарий к Мишне, Пиркей Авот 3:15). Человек на суде утверждает, что «все предопределено, но свобода дана; мир судится по благости, однако все зависит от большинства деяний», то есть, иными словами, от «объёма дел» (или «большинства дел»). Смысл утверждения довольно загадочен, но Маймонид видит в этом красивый урок.
Маймонид объясняет:
при совершении добрых дел всё решает количество. Выполнение нескольких меньших добрых дел во много раз значительнее, нежели свершение одного великого деяния. Таким образом, лучше дать один доллар тысячу раз, чем тысячу долларов — однажды.
Причина этого проста: каждое щедрое дело, которое мы совершаем, влияет на нас, приучая быть более внимательными к людям.
Один из великих психологических принципов иудаизма заключается в том, что, поступая определённым образом, мы своими действиями выстраиваем собственное поведение и характер. Мы есть то, что мы созидаем, и наши дела гораздо значительнее наших мыслей. Вот почему, оказывая благотворительную помощь, необходимо понимать, с каким сердцем и с какой душой мы делаем добро, ибо впоследствии созидание добра повлияет на нас самих, как на дающих. Как же важно, чтобы нуждающийся в помощи и получающий ее обрел благодаря нашему доброму делу максимальную пользу!